Профессиональная переподготовка медицинских физиков в МГУ им. М.В. Ломоносова

02.11.2020

Профессиональная переподготовка медицинских физиков в МГУ им. М.В. Ломоносова



Александр Черняев,
заведующий кафедрой физики ускорителей и радиационной медицины физического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова, заведующий лабораторией  пучковых технологий и медицинской физики НИИЯФ МГУ имени Д.В. Скобельцына, д.ф.-м.н., профессор

Владимир Розанов.
в.н.с. научного центра гидрофизических исследований физического факультета МГУ, профессор кафедры физики ускорителей и радиационной медицины физического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова, к.ф.-м.н., д.б.н.

Станислав Нисимов,
директор департамента образовательных программ и профессиональных квалификаций Фонда инфраструктурных и образовательных программ РОСНАНО, к.ф.-м.н.

Сергей Варзарь,
доцент кафедры физики ускорителей и радиационной медицины физического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова, к.ф.-м.н., доцент,

Полина Борщеговская,
доцент кафедры физики ускорителей и радиационной медицины физического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова, к.ф.-м.н.

Ульяна Близнюк,
старший преподаватель кафедры физики ускорителей и радиационной медицины физического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова, к.ф.-м.н.

Екатерина Лыкова,
ассистент кафедры физики ускорителей и радиационной медицины физического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова, к.ф.-м.н.,

Марина Желтоножская,
старший научный сотрудник кафедры физики ускорителей и радиационной медицины физического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова, к.т.н.

Введение

В настоящее время многие медицинские центры России имеют достаточное оснащение современным оборудованием для лучевой терапии и диагностических процедур, хотя количественные показатели, нормированные на число жителей страны, еще отличаются от показателей других стран.
Так в России один медицинский ускоритель приходится примерно на 800 тыс. жителей, а в США и в странах Европейского союза – на 80 тыс. и 100 тыс. человек соответственно. В мире лучевую терапию проходят 70% онкологических больных, а в России – около 30% больных, причем в большинстве случаев на кобальтовых источниках [1–3].
Однако в клиниках существует проблема нехватки специалистов, которые могут работать с поставляемым оборудованием. Кроме того, необходимо учитывать, что многие из имеющихся специалистов обучены для работы с устаревшим радиотерапевтическим оборудованием. В совокупности данные причины приводят к низкой, менее 25%, рентабельности использования закупаемого дорогостоящего оборудования. С одной стороны, это указывает на неадекватное использование материальных затрат и невозможность оказания высокотехнологичной радиотерапевтической помощи всем нуждающимся онкологическим больным России, с другой – обуславливает высокую востребованность отечественного здравоохранения и медицинской промышленности в специалистах, обладающих соответствующими компетенциями [2,3].
В данном случае речь идёт о медицинских физиках, которые отвечают за обеспечение требований точности при подведении требуемой дозы ионизирующего излучения к опухоли с минимальным поражением соседних здоровых тканей, за гарантию качества и безопасность лучевого лечения. Медицинские физики совмещают глубокие физико-математические и медицинские знания, непосредственно участвуют в лечебно-диагностическом процессе, разделяют с врачом ответственность за пациента [4].
Сегодня основными центрами подготовки медицинских физиков в России являются физический факультет МГУ имени М.В. Ломоносова и НИЯУ «Московский инженерно-физический институт», где целевые учебные программы развиваются с 1990-х годов, а также Томский политехнический университет. Курсы повышения квалификации для медицинских физиков проводят в МГУ имени М.В. Ломоносова, ассоциации медицинских физиков АМФР совместно с РМАПО и  ФМБЦ имени А.И. Бурназяна ФМБА. Подготовка инженеров по эксплуатации медицинских ускорителей в России практически не осуществляется. Наиболее близкие магистерские программы действуют в МГТУ имени Н.Э. Баумана, где выпускают  инженеров по эксплуатации медицинской техники.
В России медицинских физиков готовят всего три вуза: физический факультет МГУ имени М.В. Ломоносова, НИЯУ МИФИ, где целевые учебные программы развиваются с 1990-х годов, а также Томский политехнический университет.
Подготовка инженеров по эксплуатации ускорителей, работающих в радиационных технологиях (в том числе и медицинских) в России не осуществляется. Наиболее близкие магистерские программы действуют в МГТУ имени Н.Э. Баумана, где выпускают инженеров по эксплуатации медицинской техники.
Актуальность разработки программы профессиональной переподготовки кадров обусловлена, таким образом, следующими причинами: острым дефицитом квалифицированных медицинских физиков и инженеров, особенно в региональных центрах; магистерские программы дают обширные знания, но не подходят в случае необходимости срочного решения узкопрофильного кадрового запроса; выпускники московских вузов после нескольких лет в Москве не стремятся ехать обратно работать в регионы; отсутствие в большинстве регионов преподавателей и современной аппаратной базы для подготовки медицинских физиков; кадровые службы медицинских центров стали требовать документального подтверждения образования по «Медицинской физике»

Программа профессиональной переподготовки медицинских физиков

Для решения проблемы подготовки кадров для лучевой терапии в июле 2016 года между МГУ им. М.В. Ломоносова (физический факультет МГУ) и Фондом инфраструктурных и образовательных программ был подписан договор о разработке и пилотной реализации образовательной программы профессиональной переподготовки в области разработки, эксплуатации и применения высокотехнологичных систем для лучевой терапии.
Программа основана на практикоориетированном компетентностном подходе и вариативно-модульном принципе построения образовательного процесса в соответствии с инновационными потребностями предприятий, реализующих высокотехнологичные методы в медицине.
Соисполнителями при разработке и апробации Программы являлись Национальный медицинский исследовательский центр Минздрава РФ, Федеральный медицинский биофизический центр имени А.И. Бурназяна ФМБА России. Приглашенными экспертами в процессе разработки программы стали специалисты МГТУ им. Баумана, Томского политехнического университета, НИЯУ МИФИ, Российского онкологического научного центра им. Н.Н. Блохина.
Программа разработана для пяти целевых групп:
- медицинские физики для отделений дистанционной лучевой терапии (на пучках фотонов и электронов);
- медицинские физики для отделений контактной лучевой терапии;
- медицинские физики для отделений протонной лучевой терапии;
- инженеры по эксплуатации медицинских ускорителей электронов;
- инженеры по эксплуатации медицинских ускорителей протонов.
Общая длительность программы 530 часов. В том числе дистанционный модуль – 70 часов (2 недели), общеобразовательный модуль – 300 часов (8 недель), и практическая подготовка – 150 часов (4 недели). Структура программы разработана для пяти целевых групп подготовки: медицинские физики для отделений дистанционной, контактной и протонной лучевой терапии, и инженеры по эксплуатации медицинских ускорителей электронов и протонов.
Программа состоит из модулей. Общепрофессиональный цикл «Физические и биомедицинские основы лучевой терапии» состоит из дистанционного общепрофессионального модуля очного цикла, в рамках которых осуществляется оценка знаний слушателей по общим курсам ядерной физики, физики взаимодействия излучения с веществом, радиобиологии, дозиметрии и радиационной безопасности. И профессионального модуля с очной частью лекций и семинаров по специальным профессиональным курсам и практическому циклу занятий на месте стажировки в медицинском центре. Учебный процесс обеспечивается специально подготовленной серией учебников и учебных пособий «Библиотека медицинского физика», подготовленных и изданных под общим руководством заведующего кафедрой физики ускорителей и радиационной медицины физического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова профессора А.П. Черняева. Серия включает в себя такие пособия, необходимые для учебного процесса по Программам профессиональной переподготовки, как «Введение в радиобиологию», «Медицинское оборудование в современной лучевой терапии», «Введение в физику ускорителей заряженных частиц», «Радиационная безопасность», «Взаимодействие ионизирующего излучения с веществом», «Физические методы визуализации в медицинской диагностике» и др. Программа адресована студентам, аспирантам, специалистам, использующим ионизирующие излучения в радиобиологии и медицине, радиохимии, радиационных технологиях в промышленности, сельскохозяйственном производстве, переработке и других отраслях.
Итоговая аттестация осуществляется аттестационной комиссией,  в состав которой входят преподаватели основных учебных курсов  общепрофессионального и специальных модулей, представители организации-работодателя и учреждений, на базе которых проводились  практические занятия и профессиональные стажировки.
На основании решения аттестационной комиссии обучающемуся выдается  диплом об успешном прохождении полного цикла обучения по программе  профессиональной переподготовки в области эксплуатации и применения  высокотехнологичных систем для лучевой терапии. Лицам, прошедшим соответствующее обучение по программе  профессиональной переподготовки в полном объёме и аттестацию  выдаются документы установленного образца.
В результате освоения профессиональной образовательной программы у обучающихся формируются необходимые профессиональные компетенции для работы в качестве специалистов отделений лучевой терапии и центров ядерной медицины, что позволяет успешно решать задачу подготовки профессиональных кадровых ресурсов для клинических центров России [5,6].
За последние три года обучение по Программе профессиональной переподготовки медицинских физиков прошли около  40 специалистов из Москвы, регионов Российской Федерации, а также ближнего зарубежья.

Заключение

Темпы использования радиационных технологий в различных отраслях мирового хозяйства ежегодно возрастают не менее чем на 10–15%. Они эффективно проникают в новые направления и технологии. За последнее десятилетие в нашей стране возросло число используемых высокотехнологичных радиационных установок. А подготовка кадров для сопровождения работы на оборудовании существенно отстает. Подготовленные специалисты не всегда в полной мере знакомы с современной радиационной техникой и радиационными технологиями. Поэтому одной из важнейших задач профессионального образования на сегодняшний день является расширение качественного и количественного уровня подготовки специалистов по радиационным технологиям. Кадрами для развития радиационных технологий обеспечены лишь некоторые регионы России: Москва, Томская и Новосибирская области. Для их успешного развития по всей России необходимо начинать подготовку таких специалистов во многих университетах в России.
В качестве одного из эффективных путей решения проблемы недостатка кадров для лучевой терапии предлагается широкое применение разработанной программы профессиональной переподготовки медицинских физиков и инженеров для лучевой терапии для всех регионов России.
В заключение необходимо подчеркнуть, что у наших физиков есть большие интеллектуальные и приборные возможности, а также огромное желание заниматься этими проблемами. Необходимо лишь чётко выверенное управленческое решение на государственном уровне по корректировке нормативной базы, соответствующая организация и финансирование. Профессиональная учебно-методическая база – подготовлена.

Список литературы:

1.    Educating and Training Accelerator Scientists and Technologists for Tomorrow / Barletta W., Chattopadhyay S., Seryi A. // Reviews of Accelerator Science and Technology. - 2012. - Vol. 5. - P. 313.
2.    Карпунин В.О. / Лучевая диагностика и терапия: развитие оборудования и технологий в мире и России / В.О. Карпунин, О.Б. Рязанцев, В.С. Хорошков // Международная конференция. IT + M&E, Новые информационные технологии в медицине, биологии, фармакологии и экологии, Общество с ограниченной ответственностью «Институт новых информационных технологий». – Москва. – 2015. - С. 167 - 179.
3.    Клёнов Г. И. Шестьдесят лет протонной лучевой терапии: результаты, проблемы и тенденции / Г.И. Клёнов, Ю.Ф. Козлов, В.С. Хорошков // Медицинская физика. - № 1 (65) 2015. - C. 86–90.
4.    Черняев А.П. Подготовка медицинских физиков для клинических баз в Московском государственном университете имени М. В. Ломоносова / А.П. Черняев, У.А. Близнюк, П.Ю. Борщеговская, С.М. Варзарь, В.В. Розанов, Г.А. Крусанов, А.А. Белянов // Изв. Сарат. ун-та. Нов. сер. Сер. Физика. - 2016. - Т. 16,  - Вып. 4. - С. 238–243.
5. Черняев А.П., Борщеговская П.Ю., Варзарь С.М., Желтоножская М.В., Лыкова Е.Н., Нисимов С.У., Розанов В.В. Программа профессиональной переподготовки кадров медицинских физиков для лучевой терапии // Медицинская радиология и радиационная безопасность. – 2018. - том 63, № 3, с. 68–73
6. Черняев А.П., Белоусов А.В., Борщеговская П.Ю., Варзарь С.М., Желтоножская М.В., Лыкова Е.Н., Розанов В.В. Программа профессиональной переподготовки медицинских физиков // Медицинская физика. - № 1, с. 68.