Специалисты Центрального аэрогидродинамического института
(ЦАГИ) завершили первый этап исследований модели нового
возвращаемого космического аппарата «Федерация», предназначенного
для выведения на орбиту и возвращения на Землю грузов и экипажа.
Отработочные беспилотные запуски пилотируемого транспортного
корабля «Федерация» намечены на 2022–2023 годы. Пилотируемый
полет и стыковка с МКС планируется в 2024 году.
Испытания проходили в трансзвуковой аэродинамической трубе
ЦАГИ. Были исследованы аэродинамические характеристики, распределение
и пульсации давления на исполнительных моделях отдельного
возвращаемого аппарата и в составе с ракетой-носителем.
В результате экспериментов получена ценная информация для
надежного проектирования систем и агрегатов нового аппарата по разделам
прочности, аэродинамики и динамики полета.
В дальнейшем ученым предстоит исследовать гиперзвуковые режимы
полета «Федерации». Полученные данные позволят конструкторам
рационально спроектировать средства теплозащиты возвращаемого аппарата.
«Федерация» – многоразовый пилотируемый космический корабль,
который должен прийти на смену пилотируемым кораблям серии «Союз» и
автоматическим грузовым кораблям серии «Прогресс». Производится
ОАО «РКК «Энергия» им. С. П. Королёва».
Предварительно было решено, что численность экипажа ПТК составит
до четырех человек. В режиме автономного полета корабль сможет
находиться до 30 суток, при полете в составе орбитальной станции – до 1
года. Общая масса корабля при полете к орбитальной станции будет равна
14,4 тонны (19 тонн при полете к Луне), масса возвращаемого аппарата – 9
тонн. Длина корабля – 6,1 метра. Номинальная перегрузка при спуске – 3 g.
Корпус космического корабля изготовят на 80% из композитов,
а спускаемую капсулу из алюминиевого сплава 1570С, содержащего скандий.
Глава Центра промышленного дизайна и инноваций «МИСиС»
Владимир Пирожков рассказал:
«Федерация» будет оснащена ассенизационно-санитарным
устройством, в то время как астронавты НАСА на корабле «Орион» будут
пользоваться подгузниками. Специальный бачок во время полета будет
крепиться четырьмя болтами к поверхности корабля, он будет прикрыт
плотной шумоизоляционной шторкой. Устройство будет находиться
в отдельной зоне, представляющую собой туалетную кабинку; шторка
кабинки будет выполнена из жестких материалов».
Начальник летно-испытательного отдела РКК «Энергия» Марк Серов
в конце марта 2017 заявил:
«Неделю ходить в подгузнике – это несерьезно», чем подтвердил
намерение российских разработчиков снабдить «Федерацию» санузлом,
в отличие от американского аналога корабля «Орион».
По материалам пресс-службы ЦАГИ