В Москве представили цифровой продукт «Логос Аэро-Гидро». Впервые
Госкорпорация «Росатом», которая давно внедряет свои цифровые
инструменты внутри и за пределами атомной отрасли, приступила
к их тиражированию в виде «коробочного» пррограммного обеспечения
(ПО).
«Логос Аэро-Гидро» разработки ФГУП «РФЯЦ-ВНИИЭФ» успешно
применяется для решения инженерных задач на более чем 30-ти крупных
промышленных предприятий и позволяет решать задачи, возникающие при
проектировании, обосновании безопасности и эксплуатации
высокотехнологичных изделий промышленности. Как результат,
промышленники получают сокращение количества, сроков и стоимости
натурных экспериментов, моделирование режимов, недоступных для
экспериментальной отработки.
Многофункциональный пакет программ инженерного анализа
и суперкомпьютерного моделирования «ЛОГОС» разработки РФЯЦ-
ВНИИЭФ предназначен для моделирования аэро-, гидро-, газодинамики,
тепломассопереноса, турбулентного перемешивания, прочности
и деформации. Области применения продукта включают авиа-, судо-
и автомобилестроение, энергетику (включая атомную), ракетно-космическую
промышленность, строительство и др.
Программный пакет «Логос» существует уже давно. За его разработку
саровский ядерный центр РФЯЦ-ВНИИЭФ взялся еще в 2009 году, когда
стало ясно, что ситуация с внедрением суперкомпьютерных технологий
в отечественную промышленность близка к критической. Тогда обсуждение
проблемы вышло на самый высокий политический уровень, а разработка
«Логоса» – на высший научный. У Росатома к тому времени был накоплен
огромный опыт в области суперкомпьютерного моделирования. Ведь оно
является ключевым инструментом технологии проведения исследований без
ядерных испытаний. Поэтому в объявленном на 2010–2012 годы
президентском проекте разработчиками «Логоса» стали именно атомщики.
Эта работа продолжилась с участием партнеров, которыми выступили
шесть организаций оборонно-промышленного комплекса. Так, на базе
копаний «Сухой», «Малахит», «КАМАЗ» и других «Логос» стали проверять,
дорабатывать и использовать. Именно в партнерском сотрудничестве
и создано «коробочное» решение – готовый продукт для рынка.
Для того чтобы создать летательный аппарат нового поколения, нужно
обладать большим научно-техническим заделом. Исследовать критические
точки помогает математическое моделирование. Как рассказал начальник
отдела высокопроизводительных вычислений «ОКБ Сухого» Александр
Корнев, суперкомпьютерными технологиями компания начала заниматься
в 2002 году, когда поставили задачу создать Су-57. Не хватало
вычислительных ресурсов, а ПО использовалось большей частью
зарубежное.
«Для Су-57, так же как для Су-35 и Су-34, решается большой спектр
задач в области аэродинамики, предсказания нагрузок, специфических
воздействий. Здесь «Логос» оказывает неоценимую помощь, принося
качественные результаты во все исследуемые области. Это дает основания
для принятия решений во многих случаях», – сообщил Корнев.
Предприятия получили доступ к серьезным вычислительным ресурсам:
3D-модели стали подробными и соответствовать реальным конструкциям,
результаты испытаний – более достоверными.
Чтобы вывести продукт на рынок, Госкорпорации пришлось решить
множество задач: создать описания решения и его модулей, построить
обучение, обеспечить техподдержку пользователей и так далее.
«Президентом поставлена задача, чтобы каждая госкорпорация
и госкомпания внесли свой вклад в реализацию майского указа (так
называемые проекты прорыва), в развитие экономики и цифрового
ландшафта. Это начало нашего вклада. Это тот случай, когда долг абсолютно
совпадает с нашим желанием», – заявил гендиректор Росатома Алексей
Лихачев, представляя разработку.
И добавил, что Росатом давно движется по пути цифровизации,
а в ноябре 2018 года Госкорпорация утвердила стратегию своего развития
в области цифровых технологий. Она рассчитана на горизонте 2030+.
По материалам СМИ