Изменение налогового законодательства, а также поправки для создания
условий развития экспорта продукций малого и среднего бизнеса
рассмотрели депутаты Государственной Думы в рамках заседания
комитета по экономической политике, промышленности,
инновационному развитию и предпринимательству.
В обсуждении под председательством первого заместителя
председателя комитета Владимира Гутенева участвовали представители
федеральных министерств: экономического развития, финансов, сельского
хозяйства, промышленности и торговли и др.
О необходимости внесения поправок в федеральный закон «О развитии
малого и среднего предпринимательства» доложил заместитель министра
экономического развития России Вадим Живулин. Принятие поправок будет
способствовать тому, что к 2024 году доля несырьевого экспорта малого и
среднего бизнеса должна увеличиться на 10% (36 млрд долларов). Согласно
национальному проекту «Малое и среднее предпринимательство»,
количество предприятий, которые пользуются услугами центров поддержки
МСП, к 2024 году должно составить 15 тыс. Сейчас их одна тысяча. Достичь
роста экспорта планируется в том числе и за счет создания единых
требований к работе региональных МСП. Следить за соблюдением
требований будет «Российский экспортный центр» (РЭЦ).
Ряд депутатов критически высказались о предлагаемых поправках. Так,
депутат Александр Максимов считает, что текущая динамика несырьевого
экспорта не отвечает предъявленным президентом задачам. Также Максимов
попросил «Российский экспортный центр» вносить в комитет «реальные
инициативы, которые будут способствовать экспорту малому и среднего
бизнесу». Депутат Валерий Гартунг поставил под сомнение необходимость
принятия изменений в закон, подчеркнув, что для решения обозначенных
вопросов текущих полномочий у РЭЦ достаточно.
Владимир Гутенев в своем выступлении отметил, что, несмотря на
некоторые замечания, унификация требований и создание единой методики
формирует хороший фундамент:
«Малый и средний бизнес получают недостаточную поддержку и очень
важно, какие законодательно-правовые нормы для регулирования этой
поддержки мы можем предложить. Необходимо более внимательно
посмотреть на эффективность работы центров поддержки экспорта малого и
среднего предпринимательства и в рамках экспертного совета по
внешнеэкономической деятельности при комитете ко второму чтению
подготовить совместно с представителями малого и среднего бизнеса
конкретные инициативы».
Законопроект о налоговом стимулировании развития гражданской
авиации представил заместитель директора департамента налоговой и
таможенной политики Минфина России Александр Смирнов. В частности,предлагается освободить от НДС ввоз в Россию гражданских воздушных
судов, авиационных двигателей, запчастей и комплектующих.
Для получения льгот необходимо, чтобы самолет был зарегистрирован
в государственном реестре гражданских судов РФ. Сейчас в парке
российских авиакомпаний доминируют самолеты с зарубежной
регистрацией. Сроки перерегистрации установлены до 1 января 2023 года.
Депутаты высказали сомнение, что заложенных в законопроекте мер
будет достаточно, чтобы мотивировать отечественных авиаперевозчиков
регистрировать воздушные суда в российской юрисдикции. По мнению
Гутенева, если инициатива не будет давать желаемых результатов, можно
будет усилить меры воздействия на авиакомпании.
«Начиная с предыдущего созыва, мною и моими коллегами вносились
законодательные предложения об изменении ситуации и обязательства
российских перевозчиков регистрировать воздушные суда в российской
юрисдикции, но наша инициатива, к сожалению, не получила поддержки.
Сегодня из 740 самолетов иностранного производства только 133
зарегистрировано в российском регистре. Остальные ввозятся по схемам
временного или операционного лизинга. Все это ставит в
дискриминационное положение наших авиапроизводителей. Поэтому сейчас
правильнее говорить не о создании преференций для отечественных
производителей, а об устранении дискриминации по отношению к нашим
авиапроизводителям, когда на своем рынке они находятся в гораздо худших
условиях», – отметил Владимир Гутенев.
Он добавил, что инициатива не решает вопроса полностью, но является
первым шагом, за которым должны последовать меры не только по
постановке в российский реестр, но и обязательной сертификации в
Росавиации для обеспечения безопасности перелетов. Гутенев не исключил,
что ко второму чтению депутаты могут пересмотреть сроки перерегистрации
воздушных судов – с 2023 года на 2021 год.
Кроме того, депутаты поставили под сомнение пункт, который дает
льготы не только воздушным, но и морским судам. Так, в поправках
предлагается предоставить Калининградской области и Приморскому краю
льготный режим на ввоз кораблей.
По материалам пресс-службы СоюзМаша