Инженеры лаборатории реставрации раритетных самолетов
Новосибирского государственного технического университета и
сотрудники фирмы «Авиареставрация» создали первую точную
реконструкцию одного из самых массовых истребителей Второй
мировой войны – самолета Ла-5.
Уникальность Ла-5 в том, что это единственный массовый
цельнодеревянный истребитель Второй мировой войны – он состоит из
дерева на 80%. Во время войны Советский Союз испытывал большие
проблемы с производством алюминия, который тогда уже широко
применялся в авиастроении. Наша страна тогда не имела больших
разведанных месторождений этого металла, в результате Германия
производила в три раза больше алюминия, чем СССР. Дерево уступало
алюминию в весовой отдаче и долговечности, но было гораздо более
доступным. Чтобы добиться дешевизны производства истребителей,
советские конструкторы вынуждены были широко использовать дерево, а
рекордсменом в проценте использованного дерева оказался конструктор Ла-5
С.А. Лавочкин. В его самолете из металла состояли, в основном, шасси,
силовая установка и вооружение.
Разумеется, деревянные детали самолета не могли сохраниться спустя
75 лет после войны. Чтобы восстановить самолет, инженерами лаборатории
НГТУ НЭТИ заново выклеен фюзеляж из березового шпона. Это очень
кропотливая работа: чтобы самолет имел оригинальную прочность, нужно
выклеить до 6 слоев шпона. Технология выклеивания похожа на работу над
папье-маше. Работа над восстановлением самолета заняла 16 месяцев.
«Когда меня спрашивают, где мы нашли этот самолет, я отвечаю – в
Маслянинском лесхозе», – шутит руководитель работ, профессор кафедры
прочности летательных аппаратов Владимир Бернс.
В 90-е годы прошлого столетия зарубежные авиационные специалисты
считали, что в России утеряна технология работы с древесиной, нет самой
древесины и соответствующих клеев.
«Английские авиареставраторы говорили нам, что единственное, из
чего можно сейчас делать самолеты – белая канадская ель, или, иначе, спрус.
Мы провели сравнительные испытания образцов из сибирской сосны и
канадского спруса по международным правилам. И доказали, что сибирская
сосна по прочности не уступает канадской. А российские клеи менее
технологичны, но выдерживают большие нагрузки, чем английские», –
говорит В. Бернс.
Попытки восстанавливать Ла-5 предпринимались и ранее, однако
никому пока не удавалось создать точную копию самолета. После того, как
истребитель будет закончен, его передадут в музей военной техники города
Верхняя Пышма Свердловского области – крупнейший в России музей
боевой авиации.
Всего в СССР было произведено почти 10 тыс. Ла-5 разных
модификаций. Несмотря на свою большую массу, он был одним из самых
скоростных советских истребителей за счет того, что конструкторы смогли
установить на него габаритный, но мощный двигатель АШ-82. На фронте он
начал использоваться в 1942 году, впервые появился в небе в битве за
Сталинград, массово использовался на Курской дуге. Именно там на Ла-5
одержал свою первую воздушную победу знаменитый советский ас Иван
Кожедуб. На Ла-5 также летал легендарный советский безногий летчик
Алексей Маресьев, прототип главного героя культового советского романа
«Повесть о настоящем человеке».
Бои на Курской дуге показали, что Ла-5 превосходит в воздушном бою
основной немецкий истребитель Восточного фонта Фокке-вульф Fw 190
Именно после этого немецкое командование перебросило с Западного
фронта более совершенные истребители Мессершмитт Bf.109. Ла-5ФН с
форсированным двигателем являлся, пожалуй, первым советским
истребителем, который мог в достаточно широком диапазоне высот драться
на равных с современной ему версией «Мессершмитта».