Этой весной Московскому авиационному институту (национальному
исследовательскому университету) исполнилось 90 лет. У легендарного
МАИ – богатейшая история, яркими и трагическими страницами которой
являются годы Великой Отечественной войны.
Как и весь советский народ, маевцы военного поколения не жалели своих
сил и жизней для достижения Победы над фашистской Германией.
...Уже 25 июня 1941 года в институте были сформированы две
санитарные дружины. А 3 июля 350 студентов и сотрудников МАИ подали
заявления о вступлении в 18-ю стрелковую дивизию народного ополчения и
ушли защищать Москву. Многие погибли.
В первые дни войны более 200 маевских студентов стали работать на
авиазаводах, около 450 – на подмосковных аэродромах, более 500 человек
отправились строить оборонительные сооружения под Смоленском, Вязьмой и
Брянском. За этими скупыми цифрами – тяжелейший труд совсем еще юных
ребят.
В октябре 1941года прозвучал призыв Героя Советского союза летчицы
Марины Расковой к девушкам страны. Десятки девушек – студенток МАИ
стали летчицами и техниками 46-го Гвардейского ночного бомбардировочного
авиаполка. Трое из них: Галина Джунковская, Наталья Меклин, Раиса Аронова,
стали Героями Советского Союза. Вместе с ними доблестно воевали будущий
доцент кафедры истории, Герой России Александра Акимова и сотрудница
МАИ, Герой Советского союза Ирина Себрова.
В тяжелые октябрьские дни 1941-го года, когда враг приближался к
Москве, МАИ был эвакуирован в Алма-Ату, где за 20 месяцев было
подготовлено 620 молодых специалистов. Студенты в эвакуации не только
учились. С апреля учебно-производственные мастерские в Алма-Ате начали
производить корпуса артиллерийских снарядов калибра 76 мм (до 10 тыс. в
месяц), сварку корпусов зажигательных бомб и стабилизаторов мин. Кроме
того, специалисты-вооруженцы МАИ оказали техническую помощь М.Т.
Калашникову в создании пистолета-пулемета. А летом студенты работали в
казахстанских колхозах, убирали урожай хлеба.
2 февраля 1942 года институт возобновил работу в Москве (параллельно с
Алма-Атой). К апрелю в Москве работали и учились около 1 700 человек. В
учебно-производственных мастерских был организован демонтаж и утилизация
сбитых немецких самолетов.
В это же время при кафедре физики была создана экспериментальная
группа по исследованию и доработке прямоточных воздушно-реактивных
двигателей конструкции И. А. Меркулова. Это были первые работы в области
реактивной техники в МАИ.
В 1943 году МАИ вернулся из эвакуации. Были закончены доводка и
летные испытания вертолета «Омега», созданного в ОКБ-3 МАИ. Кроме того,
расчетно-конструкторская бригада из преподавателей и студентов института
разработала подмоторную раму для установки отечественных двигателей на
трофейные самолеты.
В 1944 году МАИ был признан лучшим вузом столицы с вручением
переходящего Красного знамени. Тогда же стала снова выходить институтская
газета «Пропеллер». Перелистывая страницы газетных подшивок того периода,
можно ощутить живое, горячее дыхание истории…
За годы войны в МАИ подготовлено для авиапромышленности страны 2
262 инженера, выпущено 22 новых учебника и учебных пособия, создано 12
новых кафедр и лабораторий, выполнено 175 научно-исследовательских работ.
167 преподавателей МАИ (из 585) имели ученые степени докторов и
кандидатов наук. В действующие части было направлено
авиапромышленностью 125 655 самолетов, и в этом немалая заслуга
выпускников МАИ. Школами Осоавиахима при МАИ и военной кафедрой
подготовлено 1 000 снайперов, 900 пулеметчиков, 380 минометчиков, 160
истребителей танков.
Не все маевцы вернулись с войны. 106 студентов и сотрудников остались
на полях сражений Великой Отечественной.
...Каждый год в День Победы новые поколения маевцев приходят на
Ритуальную площадь университета и возлагают цветы к памятнику погибшим в
боях за нашу Родину.
Галина Снедкова, главный редактор газеты «Пропеллер»