Государственная Дума ФС РФ приняла в первом чтении законопроект о
принципах государственной поддержки инновационной деятельности.
Проект разработан Минэкономразвития России по итогам экспертного
обсуждения на площадке Агентства стратегических инициатив (АСИ).
Как сообщает пресс-служба АСИ, предлагаемые поправки вносят
изменения в федеральный закон «О науке и государственной научно-
технической политике» и позволяют установить допустимый уровень риска
при венчурном финансировании инновационных и технологических проектов
с использованием бюджетных средств.
Глава АСИ Светлана Чупшева рассказала:
«Агентство стратегических инициатив собрало на своей площадке
первые идеи и предложения по «праву на риск» от ключевых игроков сектора
и институтов развития. Впоследствии была сформирована рабочая группа
Минэкономразвития, подготовившая этот законопроект. Принятие поправок
повысит шансы прорывных, но рискованных проектов получить поддержку
государства, что будет способствовать технологическому развитию России в
ближайшие годы».
Законопроект стал возможен благодаря лидерам проектов
Национальной технологической инициативы (НТИ). На встрече Владимира
Путина с представителями компаний НТИ, состоявшейся в рамках
«Конструкторского бюро АСИ» в Москве 18 сентября 2019 года, помощник
президента (ныне – первый вице-премьер) Андрей Белоусов пояснил одну из
проблем государственных инвестиций в венчурный сектор так: «Что такое
венчурное финансирование? Это когда венчурная компания входит в капитал
стартапов... Восемь неудач, зато две удачи, которые перекрывают эти восемь
неудач. Но у нас, к сожалению, так устроено законодательство, что за эти
восемь неудач с бюджетными деньгами можно получить 20 лет суммарно.
Поэтому, естественно, все убегают от этого венчурного финансирования».
По итогам встречи и предложений от компаний, президент дал
поручение федеральному правительству (при участии АСИ, Счетной палаты,
Генпрокуратуры и заинтересованных институтов развития) обеспечить
внесение изменений в нормативную правовую базу, определяющих
допустимые случаи и объем невозврата венчурных инвестиций или прямых
инвестиций в капитал компаний, реализующих технологические проекты
с использованием средств государственного бюджета.
Поправки в закон закрепляют понятия «технологический проект»,
«венчурное и прямое финансирование инновационных и технологических
проектов» и «институт инновационного развития». Согласно документу,
господдержка инновационной деятельности может осуществляться
институтами развития через венчурное или прямое финансирование
проектов. При этом источником финансирования могут быть в том числе
бюджетные средства.
Директор направления «Молодые профессионалы» АСИ,
спецпредставитель президента России по вопросам цифрового и
технологического развития Дмитрий Песков сообщил:
«Предложения, позволяющие институтам развития активнее
финансировать перспективные, прорывные технологические проекты, были
подготовлены в рекордные сроки. Права финансовых организаций на риск в
этой сфере фактически до этого не было, но необходимость в такого рода
нормативных документах сегодня – колоссальная, с учетом сложившейся в
России и в мире экономической ситуации».
Песков подчеркнул, что инновационная деятельность сопряжена с
заведомо высокой вероятностью не достичь запланированного результата
даже при соблюдении участниками всех необходимых условий и процедур.
Законопроект устанавливает, что при осуществлении венчурного
финансирования инновационных проектов должна учитываться
неопределенность рыночных, технологических перспектив их реализации,
которые могут повлечь в том числе потерю финансовых и иных ресурсов.
Институты инновационного развития при предоставлении венчурного
или прямого финансирования инновационных проектов, а также при
предоставлении других мер господдержки, должны проводить необходимые
экспертизы этих проектов как до начала их финансирования, так и в процессе
их реализации и после завершения. Правительство предложит условия и
допустимые формы господдержки инновационной деятельности, а также
особенности определения целевого характера использования направленных
бюджетных средств.
Оценка результатов инвестирования будет проводиться «по принципу
интегральности и ретроспективности, который означает, что оценке
подлежит достижение целевых и промежуточных, а также плановых
(прогнозных) результатов инновационной деятельности с момента
первоначального получения субъектом государственной поддержки средств
государственной поддержки».
По материалам АСИ