В годы Великой Отечественной войны в городе Горький (сегодня
Нижний Новгород) был создан уникальный военно-промышленный
комплекс предприятий, позволивший наладить выпуск практически
всех видов оборонной продукции, включая оружие и снаряжение для
сухопутных войск, для авиации и флота, а также взрывчатку
и реактивное топливо.
Так, с первых дней войны завод «Красное Сормово» полностью
перешел на выпуск средних танков Т-34 и боеприпасов для реактивной
и ствольной артиллерии (с программой выпуска в 1941 г. – 700–750,
а в 1942 г. – 3 000 танков). Коллектив с честью справился с поставленной
перед заводом задачей. Уже в октябре 1941 года первый эшелон танков Т-34
был отправлен сормовичами для обороны Москвы. Маршал Советского
Союза Г. К. Жуков вспоминал: «В октябре 1941 года, когда мне была
поручена операция по обороне Москвы, мы начали получать с Сормовского
завода танки Т-34. Эта помощь пришла вовремя и сыграла большую роль
в битве за Москву».
Всего за годы войны завод «Красное Сормово» поставил фронту 12 038
танков Т-34 (10,2% от общесоюзного производства). В конце 1943 года завод
модернизировал башню Т-34, впервые в стране сделав ее литой, и установил
85-миллиметровую пушку последней модели. В кооперации с «Красным
Сормовом» по производству средних танков Т-34 работали заводы:
Горьковский автомобильный, «Двигатель революции», фрезерных станков,
«Красный якорь», станкозавод и другие. Танк Т-34 признан специалистами
лучшим танком второй мировой войны.
В январе 1942 года на «Красном Сормове» было возобновлено
производство подводных лодок, прекращенное в 1941 году. За годы войны
сормовичи сдали флоту 27 подводных лодок типа «М», «С», «Щ» (43,1%
от общесоюзного производства).
В условиях начавшейся войны перед Горьковским автозаводом
им. Молотова была поставлена сложная и ответственная задача:
в кратчайшие сроки перейти на выпуск легких танков Т-60, выпуск которых
продолжался по первую половину 1942 года, далее вместо них было
налажено производство легкого танка Т-70, вооруженного 45-миллиметровой
пушкой. Однако легкие танки были признаны малоэффективными,
и в 1943 году их производство прекратилось. Автозавод стал выпускать
самоходные артиллерийские установки (САУ) СУ-76 и СУ-76м. За годы
войны было выпущено более 9 тыс. самоходок (39,1% общесоюзного
производства).
В годы войны Горьковский автозавод выпускал также армейские
автомобили с двумя ведущими осями. На базе легкого автомобиля-вездехода
ГАЗ-64 был создан броневик БА-64, на фронт отправлено почти 6 000 таких
машин. Также автозавод изготавливал батальонные 82-миллиметровые
минометы, аэросани, выпускал колеса для артиллерии, авиационные моторы
для пикирующих бомбардировщиков, был единственным заводом в стране
по производству колясок к армейским мотоциклам. Завод пережил бомбежки
вражеской авиации в 1941–1943 годах, но это не прервало самоотверженный
труд заводчан.
С первых дней войны над созданием наиболее совершенной
конструкции боевых самолетов работал Горьковский авиационный завод
им. С. Орджоникидзе (№ 21), где работало КБ под руководством С.А.
Лавочкина. В кратчайшие сроки было налажено серийное производство
истребителей ЛАГГ-3, истребителей ЛА-5 с двигателем воздушного
охлаждения, ЛА-7. Всего за 1941−1945 годы Горьковский авиазавод
выпустил 19 202 самолетов разных типов, то есть каждый третий
отечественный истребитель!
В выполнении военных заказов участвовали также и все
промышленные предприятия области. Завод им. Ульянова, единственный
в стране, изготавливал специальную электроаппаратуру для судостроения,
береговых установок и кораблей Военно-морского флота. Завод «Красная
Этна», производивший крепежные изделия, пружины, проволоку, кроме
этого, обеспечивал все промышленные предприятия страны лентой
холодного проката. На территории завода «Красная Этна» в июле–августе
1941 года был сформирован Горьковский мотоциклетный завод на базе
предприятий, эвакуированных из Ленинграда и Харькова. За годы войны
он поставил фронту почти 6 000 армейских мотоциклов М-72 с прицепной
коляской под ручной пулемет.
Заводы «Двигатель революции», «Красная Этна» освоили производство
120-миллиметровых минометов. Свыше 30 машиностроительных
предприятий области перешли на массовый выпуск корпусов реактивных
снарядов для «катюш» (выпущено 1 165), мин и гранат. Радиотелефонный
завод им. Ленина был крупнейшим поставщиком переговорных устройств
для самолетов, танков и бронепоездов, изготавливал армейско-фронтовые
дивизионные радиостанции.
Коллектив завода «Красный якорь» в годы войны выпускал понтонные
якоря для инженерных войск, цепи противоскольжения для автомашин,
боеприпасы, укладочные приспособления для горной артиллерии.
Лидером пушечного производства оставался Горьковский завод № 92
(машиностроительный завод «Новое Сормово»), где с 1934 года работало
артиллерийское КБ во главе с В.Г. Грабиным. За первые 2,5 года войны здесь
были спроектированы 27 образцов различных орудий. Выпущенная заводом
пушка ЗИС-2 своим снарядом пробивала тогдашние немецкие танки
насквозь. В феврале 1942 г. на вооружение была принята 76-мм дивизионная
пушка ЗИС-3. Легкая и маневренная, простая в обслуживании, безотказная
в бою и на марше, она получила большое признание в армии. Используемая
в качестве вооружения самоходных артиллерийских установок СУ-76 и СУ-
76М, она считалась одной из лучших дивизионных пушек, грозой вражеской
пехоты и танков. Кроме того, заводом выпускались и другие артсистемы: 76-
мм танковая пушка Ф-32 для тяжелого танка КВ; более мощная пушка Ф-34
для танка БТ-7, а затем Т-34; тумбовые 76-мм пушки зенитной компоновки,
с круговым обстрелом; Ф-35 для подводных лодок; Ф-36 для военных
транспортов. Всего до конца войны завод № 92 изготовил и поставил фронту
порядка 101 673 пушки (23,9% от общесоюзного производства) – больше, чем
все страны гитлеровской коалиции вместе с Германией.
Задачам фронта также была подчинена работа предприятий легкой
и местной промышленности области. В короткий срок коллективы фабрик
освоили изготовление обмундирования, армейской обуви, палаток,
парашютов, спецукупорки и другой продукции, необходимой фронту.
Приведенные ниже цифры позволяют оценить вклад тружеников
Горьковской области в Победу над врагом. В годы Великой Отечественной
войны горьковчане дали фронту от произведенных в стране 38 318 (37%)
танков, САУ, бронемашин; 43 688 (35,4%) минометов; 16 324 (26%)
самолетов; 27 подводных лодок (43,1%); 109 636 (34,5%) автомашин; 85 722
(60%) радиостанций, а также около 101,7 тысяч артиллерийских орудий; 1165
«катюш», три бронепоезда, более 150 млн боеприпасов и многое другое.
Трудовые достижения и вклад в Победу горьковских промышленных
предприятий неоднократно был отмечен правительственными наградами.
По материалам Государственной архивной службы Нижегородской
области