На снимке, у стелы погибшим сотрудникам «Московского
автомобильного завода имени КИМ», вы видите ветеранов Великой
Отечественной войны – инженеров-конструкторов Автомобильного
завода имени Ленинского комсомола (АЗЛК, затем ПО «Москвич»). Но
сегодня этой стелы уже нет….
Начиная с лихих 90-х, большинство корпусов старой промплощадки
стали сдаваться в аренду, а некоторые были разрушены под жилое
строительство. Печальная судьба постигла и стелу, которая стояла почти
рядом с проходной завода на Волгоградской проспекте.
Однако справедливость восторжествовала – рядом с бывшей
проходной промплощадки № 2 АЗЛК, расположенной у м. «Текстильщики»
(сейчас на этой территории работают предприятия особой экономической
зоны «Технополис «Москва»), будет построен новый памятник автозаводцам,
защищавшим страну в годы Великой Отечественной войны.
Камень на месте строительства будущего памятника торжественно
заложили в этом году 6 ноября.
Дата закладки первого камня выбрана не случайно. Московский
автосборочный завод вступил в строй 6 ноября 1930 года. Годом раньше
компания Ford Motor подписала соглашение о создании в Нижнем Новгороде
автомобильного завода и строительстве нескольких автосборочных
предприятий, в том числе и в Москве. В декабре 1930-го постановлением
Всесоюзного автотракторного объединения завод получил название
«Государственный автосборочный завод имени КИМ в Москве» – в честь
Коммунистического интернационала молодежи.
До войны на столичном заводе с1930 года выпускались автомобили
«Ford-А» и «Ford-АА». Через два года КИМ перешел на сборку автомобилей
«ГАЗ-А» и «ГАЗ-АА» из отечественных комплектующих.
В соответствии с приказом Наркомсредмаша в 1939 году
автосборочный завод им. КИМ был выведен из состава Горьковского
автозавода и включен в Глававтопром как самостоятельное предприятие,
именуемое «Московский автомобильный завод имени КИМ», на котором в
1941 году начался выпуск малолитражного автомобиля «КИМ-10». До начала
Великой Отечественной войны было изготовлено около 500 автомобилей
«КИМ-10-50».
В годы Великой Отечественной войны предприятие и многих его
сотрудников эвакуировали в Свердловск. С 1941 по 1945 годы на
Свердловском заводе № 50 было выпущено 1 238 легких танков Т-60 и Т-70,
а также 7 437 комплектов частей танков Т-34 и установок СУ-85 и СУ-100.
Коллектив московского завода КИМ в военное время собрал более
сотни легковых машин с упрощенным кузовом для армии. Завод также
ремонтировал армейские автомобили и отправил на фронт более 16 тыс.
своих сотрудников. Многие из них не вернулись с полей сражений.
В 1973 году перед главным входом завода (недалеко от метро
«Волгоградский проспект») был установлен памятник автозаводцам,
погибшим в боях с гитлеровцами. К сожалению, в 90-е годы монумент
демонтировали. По инициативе совета ветеранов АЗЛК в память о подвиге и
вкладе сотрудников завода в Великую Победу решено памятник
восстановить. Его эскиз уже подготовлен и согласован с советом ветеранов
АЗЛК, отметил генеральный директор ОЭЗ «Технополис «Москва» Геннадий
Дегтев.
«Открытие монумента запланировано на 9 мая 2021 года. На наш
взгляд, сохранить традиции очень важно, тем более что сегодня в коллективе
Технополиса «Москвич» в Печатниках продолжают трудиться бывшие
автозаводцы. Их опыт и знания востребованы», – отметил Геннадий
Валентинович.
Обращение в адрес мэра Москвы с просьбой рассмотреть возможность
восстановления памятника на территории культурного центра «Москвич» в
декабре 2019 года направил заместитель председателя Госдумы ФС РФ Петр
Толстой. При тесном взаимодействии Совета ветеранов АЗЛК и структурных
подразделений мэрии – префектуры ЮВАО Москвы, департамента
капитального ремонта, департамента культурного наследия, департамента
культуры, департамента спорта и других – было принято решение о создании
памятника и установке его у проходной завода, сегодня «Технополиса
«Москва».
Людмила Богомолова
Фото из архива АЗЛК