Летающая лаборатория готовится к первому полету

Летающая лаборатория готовится к первому полету

Летающая лаборатория готовится к первому полету

24 Дек 2020

18 декабря 2020 года в Сибирском научно-исследовательском институте авиации имени С.А. Чаплыгина (СибНИА) на летательный аппарат был установлен электрический двигатель на сверхпроводниках и выполнены его пробные запуски с воздушным винтом. Работы выполняются в рамках подготовки к летным испытаниям.

Электродвигатель является частью демонстратора гибридной силовой установки, которую разрабатывают инженеры Центрального института авиационного моторостроения имени П.И. Баранова (ЦИАМ).

Такой российский самолет – летающая лаборатория с инновационным сверхпроводниковым электродвигателем – готовится к первым испытательным полетам.

Инновационный электродвигатель на высокотемпературных сверхпроводниках мощностью 500 кВт (679 л.с.) создан компанией «СуперОкс». Ранее он, как и другие узлы и системы демонстратора гибридной силовой установки, прошел комплекс испытаний на специальных наземных стендах. Теперь на очереди следующий важный этап – летные испытания. Для них на базе самолета Як-40 создается летающая лаборатория.

Летные испытания запланированы на 2021 год. Но перед этим у команды исследователей еще много работы. Необходимо провести всесторонние проверки работы электродвигателя на специально созданной для него мотораме на всех режимах работы, определить его влияние на оборудование самолета.

Генеральный директор ЦИАМ Михаил Гордин рассказывает:

«Этой работой ЦИАМ реализует один из важнейших проектов в современной авиации. Мы создаем и испытываем технологию будущего – гибридную силовую установку на базе высокотемпературной сверхпроводимости (ВТСПЕе использование призвано решить ряд технологических вопросов, с которыми уже сейчас сталкивается воздушный транспорт). ЦИАМом и компанией «СуперОкс» проведен большой объем исследовательских, проектных и экспериментальных работ, теперь все разработанные научные и инженерные решения и их заявленные параметры и характеристики будут проверены летным экспериментом».

«Наши разработки опираются на многолетние исследования и испытания: у нас за плечами сотни изготовленных прототипов обмоток и около десяти изготовленных и испытанных образцов двигателей разной мощности. Российские ученые первыми в мире могут начать испытания электрического авиационного двигателя на ВТСП, за которым, мы верим, будущее всей авиационной индустрии», – говорит Андрей Вавилов, председатель совета директоров «СуперОкс».

Масштабная модель летающей лаборатории и натурный образец электродвигателя на высокотемпературных сверхпроводниках демонстрировались на стенде ЦИАМ на Международном аэрокосмическом салоне МАКС – 2019 Экспонаты привлекли внимание официальной делегации во главе с Президентом России Владимиром Путиным.

Электрический двигатель на сверхпроводниках разработан компанией «СуперОкс» на средства гранта Фонда перспективных исследований. На основе этого электродвигателя ЦИАМ создает демонстратор гибридной силовой установки по контракту с Минпромторгом России. Институт также является ключевым участником комплексного научно-технического проекта «Электрический ЛА» (ЛА – летательный аппарат, прим. ред.), ведущая и координирующая роль в котором принадлежит НИЦ «Институт имени Н.Е. Жуковского», объединяющему основные научно-исследовательские центры авиационной промышленности.



По материалам Ассоциации государственных научных центров «НАУКА»


Список Новостей