В рамках проекта «Инженеры Победы», активно поддерживаемого Союзом
машиностроителей России, Фестиваль «От Винта!» продолжает сбор и
систематизацию данных о деятельности предприятий, трудовых и научных
коллективов Советского Союза и стран антигитлеровской коалиции в годы Второй
Мировой войны.
О героической работе пензенских инженеров-железнодорожников по созданию
бронепоездов рассказывает работа Анны Рехачевой (вице-мисс Форума «Инженеры
будущего – 2020»), менеджера бюро по связям с общественностью АО «ППО ЭВТ им.
В.А. Ревунова», сотрудника пресс-службы Пензенского регионального отделения Союза
машиностроителей России.
В августе 1941 года Пензенский обком ВКП(б) поставил перед инженером
паровозного депо станции Пенза-1 Николаем Кузьмичем Безруковым (в последующем
руководителем работ) задачу – силами паровозоремонтных мастерских и депо станции
Пенза-1 построить бронепоезд.
Выполнять поставленную задачу инженеры должны были фактически «с нуля», так
как для постройки не было никакой технической документации, а в соответствии с
графиком работ на подготовительные операции отводилось всего семь дней.
За это время
нужно было разработать техническую документацию, заготовить материалы и т. д.
Николай Безруков: «Выполнить его за неделю было немыслимо. Однако ненависть к
фашистам была так велика, что мы перешли на казарменное положение».
Вскоре выяснилось, что на станции Пенза-I стоит бронепоезд, осмотр которого
значительно облегчил проектирование, но было решено не просто повторить
конструкцию, а существенно ее улучшить.
«С первых дней войны деповцы проявляли неустанную заботу об усилении
вооружения частей Красной Армии. Ещё в июле у них зародилась мысль построить
собственными силами бронепоезд «Смерть фашизму» и направить его на Юго-Западный
фронт». Из книги А.В. Сальникова «Путь в 100 лет», 1973 г.
Многие из работников депо за ударный труд были удостоены государственных
наград. Трудно выделить кого-либо, но особо отличился бригадир заготовительного цеха
паровозного депо Томилин. Например, по его предложению в конструкцию башен
бронеплощадок были внесены серьёзные изменения, что позволило увеличить скорость
поворота в шесть раз.
Именем бронепоезда стал лозунг тех дней – «Смерть фашизму!». Эти слова
железнодорожники написали на бортах бронеплощадок.
«...Вновь выстроенный бронепоезд хорошо оснащён. Он имеет электроосвещение,
связь рупорную, телефонную и звонковую, паровое отопление. Для бойцов созданы все
удобства, позволяющие делать далёкие выезды для разгрома фашистских банд».
(«Большевистский транспорт», 31 января 1942 года, В. Викторов «Бронепоезд – Красной
Армии»)
Командир бронепоезда Б.А. Текучев говорил: «Наш бронепоезд сделан на совесть.
Это подтверждено испытательным обстрелом и обкаткой. Мы получили от строителей
бронепоезда – железнодорожников Н-ского узла – наказ: громить без пощады немецких
оккупантов! На этот наказ мы ответим делом в первом же бою».
В первый бой бронепоезд вступил под Воронежем. Бронеплощадки выдержали
семь прямых попаданий, при этом не было ни одной сквозной пробоины.
Команда
уцелела, но погибли локомотивная бригада и паровоз. После недельного ремонта в Пензе,
он сразу же отправился на фронт.
Известно, что бронепоезд «Смерть фашизму!», построенный пензенскими
железнодорожниками, участвовал в боях на Западном, а затем Воронежском фронте. В
начале 1943 года следы его теряются. Есть версия, что он погиб в тяжелейших боях под
Сталинградом.
Больше материалов и интересных подробностей о работе пензенских инженеров-
железнодорожников читайте в работе Анны Рехачевой «Пензенские железнодорожники»
Источник: Союз машиностроителей России