Участвуйте в проекте «Инженеры Победы»!

Участвуйте в проекте «Инженеры Победы»!

Участвуйте в проекте «Инженеры Победы»!

19 Фев 2021

В рамках проекта «Инженеры Победы», активно поддерживаемого Союзом машиностроителей России, Фестиваль «От Винта!» продолжает сбор и систематизацию данных о деятельности предприятий, трудовых и научных коллективов Советского Союза и стран антигитлеровской коалиции в годы Второй Мировой войны.

О героической работе пензенских инженеров-железнодорожников по созданию бронепоездов рассказывает работа Анны Рехачевой (вице-мисс Форума «Инженеры будущего – 2020»), менеджера бюро по связям с общественностью АО «ППО ЭВТ им. В.А. Ревунова», сотрудника пресс-службы Пензенского регионального отделения Союза машиностроителей России.

В августе 1941 года Пензенский обком ВКП(б) поставил перед инженером паровозного депо станции Пенза-1 Николаем Кузьмичем Безруковым (в последующем руководителем работ) задачу – силами паровозоремонтных мастерских и депо станции Пенза-1 построить бронепоезд.

Выполнять поставленную задачу инженеры должны были фактически «с нуля», так как для постройки не было никакой технической документации, а в соответствии с графиком работ на подготовительные операции отводилось всего семь дней.

За это время нужно было разработать техническую документацию, заготовить материалы и т. д. Николай Безруков: «Выполнить его за неделю было немыслимо. Однако ненависть к фашистам была так велика, что мы перешли на казарменное положение». Вскоре выяснилось, что на станции Пенза-I стоит бронепоезд, осмотр которого значительно облегчил проектирование, но было решено не просто повторить конструкцию, а существенно ее улучшить.

«С первых дней войны деповцы проявляли неустанную заботу об усилении вооружения частей Красной Армии. Ещё в июле у них зародилась мысль построить собственными силами бронепоезд «Смерть фашизму» и направить его на Юго-Западный фронт». Из книги А.В. Сальникова «Путь в 100 лет», 1973 г. Многие из работников депо за ударный труд были удостоены государственных наград. Трудно выделить кого-либо, но особо отличился бригадир заготовительного цеха паровозного депо Томилин. Например, по его предложению в конструкцию башен бронеплощадок были внесены серьёзные изменения, что позволило увеличить скорость поворота в шесть раз.

Именем бронепоезда стал лозунг тех дней – «Смерть фашизму!». Эти слова железнодорожники написали на бортах бронеплощадок.

«...Вновь выстроенный бронепоезд хорошо оснащён. Он имеет электроосвещение, связь рупорную, телефонную и звонковую, паровое отопление. Для бойцов созданы все удобства, позволяющие делать далёкие выезды для разгрома фашистских банд».

(«Большевистский транспорт», 31 января 1942 года, В. Викторов «Бронепоезд – Красной Армии») Командир бронепоезда Б.А. Текучев говорил: «Наш бронепоезд сделан на совесть.

Это подтверждено испытательным обстрелом и обкаткой. Мы получили от строителей бронепоезда – железнодорожников Н-ского узла – наказ: громить без пощады немецких оккупантов! На этот наказ мы ответим делом в первом же бою».

В первый бой бронепоезд вступил под Воронежем. Бронеплощадки выдержали семь прямых попаданий, при этом не было ни одной сквозной пробоины.

Команда уцелела, но погибли локомотивная бригада и паровоз. После недельного ремонта в Пензе, он сразу же отправился на фронт.

Известно, что бронепоезд «Смерть фашизму!», построенный пензенскими железнодорожниками, участвовал в боях на Западном, а затем Воронежском фронте. В начале 1943 года следы его теряются. Есть версия, что он погиб в тяжелейших боях под Сталинградом.

Больше материалов и интересных подробностей о работе пензенских инженеров- железнодорожников читайте в работе Анны Рехачевой «Пензенские железнодорожники»



Источник: Союз машиностроителей России


Список Новостей