На Международном авиакосмическом салоне (МАКС – 2021) в
Жуковском было представлено немало интересных инженерных
разработок. Особое внимание было уделено композитным материалам,
за которыми будущее авиации и космонавтики и вообще транспорта.
Например, компания Госкорпорации «Росатом» UMATEX представила
композитные материалы, которые используются в создании крыла новейшего
российского лайнера МС-21 и других летательных аппаратов.
Презентация композитных материалов для авиастроения состоялась в
рамках панельной дискуссии «Композиты – путь в авиации».
В качестве спикеров панельной дискуссии выступили первый
заместитель генерального директора ПАО «Корпорация «Иркут»,
генеральный директор АО «АэроКомпозит» Анатолий Гайданский,
заместитель генерального директора UMATEX Росатом Юрий Свистунов,
директор по инновациям и перспективным технологиям АО «УЗГА»
Дмитрий Подорящий. Модерировал дискуссию заместитель генерального
директора UMATEX Дмитрий Коган.
В ходе дискуссии эксперты отметили, что сегодня углепластик – один
из самых востребованных материалов для создания высоконагруженных
конструкций в авиалайнерах, вертолетах, беспилотниках. В его составе
находится углеродное волокно – материал, состоящий из сверхтонких нитей,
образованных преимущественно атомами углерода. Композиты на основе
углеродного волокна отличаются легким весом, повышенной прочностью,
высокими антикоррозионными свойствами и долговечностью.
Аналогичный эффект от применения композитов, по словам Дмитрия
Подорящего, получают и производители региональных и учебно-
тренировочных самолетов.
Юрий Свистунов в свою очередь отметил, что импортозамещение
композитных материалов в отрасли авиастроения и других индустриях стало
возможным благодаря реализации планов UMATEX Росатом по созданию
полного технологического цикла производства композитов от сырья,
углеродного волокна, продуктов на его основе, до готовых изделий.
В рамках программы импортозамещения производство отечественного
углеродного волокна было налажено на заводе «Алабуга-Волокно» (входит в
дивизион UMATEX Росатом) в ОЭЗ «Алабуга» в 2015 году, что позволило
практически полностью заместить иностранную продукцию на российском
рынке. В настоящее время завод выпускает углеродные волокна различных
номиналов, которые по характеристикам и качеству не уступают зарубежным
аналогам ведущих мировых производителей.
На стенде UMATEX также состоялся розыгрыш призов Carbon Store.
Победители, оставившие визитки на стенде, были выбраны рандомным
способом. В качестве награды им достались модные аксессуары,
изготовленные с применением углеродных тканей – бумажник и обложка для
паспорта UMATEX, которые надежно защищает встроенный RFID-чип биометрического загранпаспорта и банковских карт от дистанционного
считывания.
В бизнес дни на стенде компании также проходила презентация
композитных материалов. Представитель UMATEX Элина Билевская
рассказала об уникальных преимущества композитных материалов на основе
углеродного волокна и производственных циклах: от создания сырья,
углеродного волокна, полуфабрикатов – тканей различного типа плетения,
препрегов, до готовых изделий, которые используются в стратегических
отраслях промышленности: авиастроении, автомобилестроении, энергетике,
судостроении, нефтегазовой отрасли, строительстве, спорттоварах.
Посетители стенда увидели материалы на основе углеродного волокна
для отдельных индустрий: авиастроения – углеродные волокна и препреги на
их основе, изделия из композитов для строительства – углеродные ленты
Fibarm, образец шпунта, арматуры и другие продукты, мотокомпоненты –
композитный обвес для спортивного мотоцикла.
Анатолий Гайданский рассказал, что новая модель российского
узкофюзеляжного самолета МС-21-300, представленного на авиасалоне, на
30% состоит из композитов. Эти материалы применяются в создании крыла,
элементов механизации и хвостового оперения. Консоль крыла самолета,
изготовленная из материалов UMATEX, в мае была доставлена на Иркутский
авиационный завод – филиал ПАО «Корпорация «Иркут» (входит в ОАК
Госкорпорации «Ростех»). Консоль, длиной 17,5 м, будет установлена на
самолет МС-21-300, предназначенный для поставки первому заказчику.
Ранее на этот самолет был установлен центроплан, также изготовленный из
материалов UMATEX. Композитное крыло, разработанное по уникальной
технологии вакуумной инфузии, обеспечивает топливную эффективность
МС-21-300 на 4–6% больше, чем у Boing-737 или Airbus A-320, а также
обладает высокими прочностными и аэродинамическими характеристиками.
Дивизион UMATEX Росатом – единственный производитель
углеродного волокна в России, располагающий масштабными
производственными мощностями по всей цепочке создания композитов.
Дивизион включает в себя промышленные производства углеродного
волокна (УВ) ООО «АЛАБУГА-ВОЛОКНО» в Республике Татарстан, ООО
«Аргон» в Саратовской области, ООО «ЗУКМ» в Челябинске. В числе наших
предприятий также производство тканей и препрегов: АО «Препрег-СКМ» в
Москве и ООО «Препрег-Дубна» в Московской области и его структурное
подразделение в Калужской области. В сфере готовых изделий – компания по
производству спортивного инвентаря «Заряд» в Татарстане, «Русатом
Газтех» и совместное предприятие с Роснано «Композит-Инвест» в Москве.
На экспортном направлении работают два Торговых дома в Чехии и Китае.
Научно-исследовательский центр, расположенный в Москве, оборудован
самым современным оборудованием по разработке технологий ПАН-
прекурсоров, УВ, связующих и препрегов. С целью развития рынка
композитов дивизион образовал межрегиональный промышленный кластер «Композиты без границ» в Республике Татарстан, Московской, Саратовской,
Тульской и Ульяновской областях.
UMATEX активно развивает экспортное направление. Так, продукцию
компании успешно применяют в создании судов нового поколения
итальянские судостроители – компании Azimut и San Lorenzo.
По сообщению пресс-службы компании UMATEX (Госкорпорация
«Росатом»)