Состоялось заседание Экспертного совета Госдумы по развитию
промышленной инфраструктуры на тему: «Внесение изменений в
федеральные требования подтверждения соответствия промышленных
кластеров и правила предоставления субсидий инициаторам совместных
проектов участников промышленных кластеров».
Председатель Экспертного совета, первый зампред Комитета Госдумы
по промышленности и торговле Александр Козловский в своем
вступительном слове подчеркнул, что именно промышленные кластеры
являются эффективными инструментами преодоления негативных
последствий пандемии коронавируса и западных санкций. В частности,
кластеры способствуют замещению импорта сырья, материалов и
комплектующих для производства конечной продукции, ускорению
модернизации промышленных производств и развитию сетевого
взаимодействия предприятий как друг с другом, так и с научными и
образовательными организациями.
По словам председателя Экспертного совета, Министерство
промышленности и торговли РФ, а также Ассоциация кластеров,
технопарков и ОЭЗ России (АКИТ РФ) ведут постоянный диалог с
представителями промышленного бизнеса. Только за последний год АКИТ
РФ провела такие мероприятия, как межрегиональный форум «Время
эффективных решений. Кластеры и технопарки» в Рязани, стратегическую
сессию Минпромторга России, выездную практическую конференцию в
Магнитогорске. Александр Козловский заявил, что эксперты Ассоциации
собрали и проанализировали предложения от регионов, направленные на
улучшение механизмов импортозамещения в части промышленных
кластеров.
Директор АКИТ РФ Андрей Шпиленко сообщил, что сейчас в России
насчитывается 43 промышленных кластера, которые объединяют около 920
предприятий-участников. С 2016 по 2018 год прошли конкурсные отборы, в
рамках которых было поддержано 12 совместных кластерных проектов на
общую сумму 3,1 млрд руб. В свою очередь, инициаторы совместных
проектов инвестировали до 2021 года 18,2 млрд руб., создали более 3900
рабочих мест, а также произвели импортозамещающей продукции на сумму
69,4 млрд руб.
Данный механизм доказал свою эффективность, но в 2020 году он был
приостановлен в связи с тем, что наша промышленность была
переориентирована на экспортные поставки. И только в апреле 2021 года
вступила в силу новая редакция постановления Правительства России от 28
января 2016 г. № 41, которая позволила перезапустить механизм поддержки
совместных кластерных проектов. Однако он претерпел существенные
изменения. В частности, уменьшился объем возврата средств на реализацию
совместных кластерных проектов, уменьшилась доля субсидии в общем
объеме финансирования проекта с 50% до 30%.
«Сложившаяся ситуация подстегивает более активно заниматься
импортозамещением сырья, комплектующих и материалов. Именно поэтому
мы получили огромное количество предложений от субъектов РФ и
промышленных предприятий, направленных на улучшение механизмов
импортозамещения в рамках промышленных кластеров. Основные
предложения – это увеличение объема компенсации, снижение количества
участников промышленных кластеров, увеличения перечня мероприятий, по
которым идет компенсация», – заявил Шпиленко.
Директор Департамента региональной промышленной политики и
проектного управления Минпромторга России Виталий Хоценко, в свою
очередь, рассказал о том, что профильное министерство сейчас активно идет
навстречу бизнесу: по целому ряду предложений от промышленных
кластеров принято положительное решение. Чиновник выразил готовность
проработать и новые инициативы, которые, по словам директора АКИТ РФ,
по итогам Экспертного совета будут обработаны и направлены в
Правительство РФ и Минпромторг.
Напомним, что в начале марта Ассоциация кластеров, технопарков и
ОЭЗ России уже направляла Председателю Правительства РФ Михаилу
Мишустину предложения по обеспечению эффективности процессов
импортозамещения в отечественной промышленности. Аппарат
Правительства поручил Минпромторгу, Минфину и Минэкономразвития
рассмотреть это обращение совместно с АКИТ РФ, чтобы представить в
Правительство согласованные предложения по затрагиваемым вопросам.
По сообщению пресс-службы Ассоциация кластеров, технопарков и
ОЭЗ России