В марте этого года две инжиниринговая компании – «Актив Техно» из
города Калуги и «Априорные решения машин» (АРМ, резидент
Инновационного центра «Сколково», Москва) успешно провели первые
ходовые испытания коммунального трактора «КМ Универсал»
с электроприводом.
Новая машина построена на базе серийно выпускаемой
на Чебоксарском заводе силовых агрегатов (ЧЗСА) коммунальной техники
с ДВС. Параллельно с испытаниями компании готовят к представлению
в Минпромторг план импортозамещения ключевых электрических
компонентов, которые в дальнейшем могут быть использованы также
в электрической складской технике, что позволит уже к концу 2022 года
перейти к серийному выпуску электрической техники для использования
в теплицах и городском хозяйстве.
Электрический трактор создан на базе серийной модели
«КМ Универсал» производства ЧЗСА, которая пришла на замену
легендарному советскому трактору Т-16 («Шассик»). Работа по созданию
электрического трактора началась в середине 2021 году. Инженеры «Актива
Техно» и АРМ не только разработали документацию, но и собрали первый
образец новой машины, которая питается исключительно от батареи
и не имеет привычного двигателя внутреннего сгорания (ДВС). Вместо
двигателя внутреннего сгорания и гидростатической трансмиссии тракторное
шасси получило аккумуляторную батарею и систему электропривода,
которая обеспечивает не только движение машины, но и работу навесного
оборудования.
Акционер ЧЗСА Григорий Болотин прокомментировал новость:
«Проект создания электрического трактора – это не только дань моде
и общемировым тенденциям. В первую очередь это проект по созданию
нишевого продукта, который полностью удовлетворяет точечным
потребностям определенных клиентов – трактор без выхлопа для тепличных
хозяйств и практически бесшумная машина для коммунальных работ
в городах. Мы также приступаем к разработке уникальной для российского
рынка мобильной зарядной станции для электротранспорта. И текущий
проект позволяет продемонстрировать рынку наши инжиниринговые
компетенции и возможности по созданию новых продуктов, ни в чем
не уступающих лучшим мировым образцам».
Первый образец электрического коммунального трактора развивает
скорость до 30 км/ч. Трактор может перевозить в самосвальном кузове более
одной тонны груза, при этом дополнительно обеспечивая работу различного
навесного оборудования. За счет интеллектуальной системы управления
электрическими приводами есть возможность распределить на работу
навесного оборудования до 90% общей мощности техники, в отличие
от аналогичных машин с ДВС, где этот показатель, как правило,
не превышает 65%. Для потребителя это означает, что электрический
трактор, относящийся к 0,6 тяговому классу, в реальности может
агрегатироваться навесным оборудованием, которое рассчитано для дорогой
техники более высокого тягового класса.
В первую очередь эксплуатация электрического трактора
предполагается преимущественно в условиях, где нежелательна работа ДВС
и необходимо минимизировать выбросы в окружающую среду. Это могут
быть закрытые производственные помещения, склады, теплицы,
животноводческие хозяйства, парки и скверы.
Также электрический трактор будет востребован для минимизации
шумового фона при проведении работ на жилых придомовых территориях,
в зоопарках, скверах, природных заказниках и заповедниках. Разрабатывая
электрическое шасси для трактора, инженеры учитывали жалобы населения
на работу коммунальных служб в разных городах России по очистке
дворовых территорий в ночные и утренние часы. В основном шумовое
загрязнение связано с работой двигателей внутреннего сгорания.
При всех технологических преимуществах электрической техники
электрический трактор имеет прозрачные экономические параметры.
По подсчётам разработчиков, экономия за счет разницы в стоимости
и потреблении электроэнергии и дизельного топлива может составить до 1
миллиона рублей за 5 лет эксплуатации. В дополнение к этому отсутствие
ДВС значительно снижает затраты на обслуживание трактора — нет
необходимости менять масло, фильтры и т. д. При этом трактор
с электрической трансмиссией будет продаваться в одном ценовом диапазоне
с серийной машиной с ДВС производства ЧЗСА.
На старте проекта в середине 2021 года из-за отсутствия российской
компонентной базы планировалось использовать импортные электрические
компоненты.
«В сложившихся условиях мы форсируем планы
по импортозамещению комплекта тяговых электродвигателей для того,
чтобы обеспечить стабильное ценообразование и короткие сроки поставки
инновационной техники. Эти компоненты могут быть унифицированы для
их использования в серийном производстве электрических вилочных
погрузчиков, которые уже выпускаются на ЧЗСА. Так как у нас нет
понимания о планах по локализации таких компонентов со стороны других
предприятий в РФ, наиболее рациональный вариант для сохранения
возможности производить конечный продукт и контролировать при этом его
себестоимость и качество – это производить компоненты самим», – отметил
акционер ЧЗСА Григорий Болотин.
Предприятие уже готовит проект по созданию собственного
производства электродвигателей необходимого тягового класса для
обеспечения максимальной локализации новой техники. Унифицированные
двигатели смогут быть использованы и в другой технике, например,
вилочных погрузчиках и другой складской технике.
По сообщению СМИБ