Новые теплостойкие высокопрочные конструкционные стали с
повышенными характеристиками прочности, усталостной
долговечности и жаропрочности, а также технологии их производства,
термической и химико-термической обработки разработаны учеными и
инженерам ВНИИ авиационных материалов (ВИАМ) НИЦ
«Курчатовский институт».
Материалы обеспечат более длительный ресурс работы деталей
планера и двигателя, в том числе валов газотурбинных двигателей и деталей
подшипников.
В частности, в ВИАМе разработана линейка высокопрочных
конструкционных безуглеродистых мартенситностареющих сталей марок
ВКС-170, ВКС-180. Благодаря высокому комплексу характеристик
прочности и пластичности стали нашли применение для изготовления особо
ответственных деталей двигателей: сталь ВКС-170 – для изготовления валов
турбины низкого давления (ТНД) и крупногабаритных ответственных
деталей в двигателе ПД-14 взамен российских сталей ЭП517, ЭП866, а сталь
ВКС-180 – в современном двухконтурном турбовентиляторном двигателе
ПД-8.
Для повышения характеристик прочности и долговечности деталей, в
том числе валов ТНД, в НИЦ «Курчатовский институт» – ВИАМ создана
новая высокопрочная конструкционная сталь ВКС18 (совместная работа с
АО «ОДК-Авиадвигатель) с принципиально новой системой упрочнения, не
уступающая по уровню пластичности и вязкости зарубежным аналогам, а
также превосходящая по прочности применяемые стали ЭП517 и ЭП866.
Чтобы увеличить контактную долговечность теплостойких
подшипников из отечественной стали ЭИ347-Ш и импортозаместить
подшипники из зарубежных сталей, специалисты НИЦ «Курчатовский
институт» – ВИАМ также разработали теплостойкие подшипниковые стали
марок ВКС241-ИД и ВКС17-ИД (совместная работа с АО «ОДК-
Авиадвигатель). По теплостойкости и твердости сталь ВКС241-ИД находится
на уровне зарубежного аналога М50, по карбидной однородности превышает
применяемую отечественную сталь ЭИ347-Ш в 1,5–2 раза. Теплостойкая
сталь ВКС17-ИД, предназначенная для тяжелонагруженных
крупногабаритных подшипников качения, не уступает зарубежной стали
М50NiL, не имеющей до настоящего времени российских аналогов.v
По информации Ассоциации государственных научных центров
«Наука»v
Фото: АО «ОДК-Авиадвигатель»