Инженеры и ученые Научно-исследовательского института технологии
и организации производства двигателей (АО «НИИД», филиал
Объединенной двигателестроительной корпорации «Ростех» – ОДК
«Ростех») внедряют технологию электрохимической обработки лопаток
«блиска» – одного из важнейших узлов компрессора силовой установки.
Обработка данным методом производится в России впервые, работы
ведутся на оборудовании с числовым программным управлением, созданном
в ОДК.
На данный момент серийное производство этих узлов осуществляется
методами механической обработки, которые требуют значительных
временных затрат, специального оборудования и инструмента. Кроме того,
фрезерная обработка лопаток моноколес требует применения полировки
и проведения дополнительных термических обработок.
Метод электрохимической обработки (ЭХО) «блиска» состоит
в воздействии на деталь электрического тока в электролите, что позволяет
значительно ускорить ее производство. Для этой цели по техническому
заданию НИИД на одном из предприятий Объединенной
двигателестроительной корпорации было разработано специальное
оборудование – электрохимический комплекс «ЭХК-МК» с программным
управлением для обработки моноколес.
Руководитель проекта Михаил Жуплов рассказал:
«На данный момент НИИД совместно с разработчиками оборудования
осваивает технологию производства «блисков» электрохимическим методом.
Работы ведутся на имитаторе моноколеса, который отличается только тем,
что имеет сборную конструкцию. Одновременно с технологической частью
мы ведем работу по созданию специального программного обеспечения для
этого оборудования».
В следующем году специалисты НИИД приступят к работам
на полноценных заготовках моноколес. После подтверждения эффективности
оборудования испытаниями готовой продукции, планируется производство
комплексов «ЭХК-МК» для серийного производства моноколес
электрохимическим методом.
«Блиск», или моноколесо – ступень компрессора газотурбинного
двигателя, изготавливается путем фрезерования лопаток сложной
геометрической формы из цельной металлической заготовки.
Применение моноколес позволяет значительно снизить вес узла,
а также способствует повышению его ресурса и надежности. Блисковые
конструкции применяются в современных газотурбинных двигателях, таких
как ПД-14 для гражданского самолета МС-21-300 и АИ-222-25 для самолета
Як-130.
По материалам пресс-службы ОДК «Ростех»