Заводом ГАЗ представлен полноценный опытный, прошедший
предварительные заводские испытания, правда, в ограниченном
формате, электроавтобус GAZelle e-City. Машина располагает салоном
на десять стационарных сидячих мест и тремя с откидными подушками.
Автобус изготовлен в рамках ответа нижегородского завода на запрос
Мосгортранса.
Батарея электроавтобуса GAZelle e-City разделена на две части: одна
размещена в заднем свесе, вторая – справа от водителя вместо пассажирского
сиденья. Суммарная емкость блоков – 81 кВт*ч, напряжение – 400 В.
Конструкторы уверяют, что задний блок ячеек полностью защищен при
возможной аварии (к примеру, в случае удара сзади): во-первых, у батареи
есть силовой каркас, который предохранит ячейки от деформации; во-
вторых, корпус АКБ жесткой конструкции, со стальными стенками толщиной
два-три миллиметра.
Газовцы рассчитывают в случае крупных заказов на GAZelle e-City
перейти полностью на отечественных поставщиков ячеек АКБ, но для этого
нужно, чтобы цена за один киловатт-час конструктивной емкости составила
у них 120–150 долл. США. Именно этот диапазон цен и установился сейчас
в мире. Кстати, для более успешного развития электротранспорта ГАЗ
не планирует накручивать цену на АКБ, а получать маржу только со «своей»
части конструкции. При этом снизить цену электрического автобуса
разработчики надеются за счет максимально возможной его унификации
с обычным автобусом GAZelle City.
Мосгортранс захотел никель-марганец-кобальтовую батарею, но ведь
электробусы Москвы используют литий-титанатную. Почему? Оказалось,
что новый катод был выбран совершенно сознательно – этот вопрос
обсуждался ГАЗом и Мосгортрансом особо. Электробусы рассчитаны
на относительно небольшой запас хода и частые подзарядки на пантографе,
а вот у GAZelle e-City московские чиновники попросили обеспечить пробег
под нагрузкой не менее 150 км. Полная масса автобуса — около пяти тонн,
при этом заряжать машину будут редко – или на конечной остановке, или
уже в парке подключением к электрической сети на ночь. Проще говоря,
GAZelle e-City будет работать в режиме обычного легкового электромобиля.
Интересный момент: места для зарядок под GAZelle e-City должны
быть утепленными, потому что «химия» батареи позволяет осуществлять
зарядку только при температуре воздуха выше нуля градусов по Цельсию.
Что касается эксплуатации автобуса, она может происходить и при
температурах до минус 40 градусов. Как нам сообщили разработчики, вполне
возможно изготовить АКБ, которую можно будет заряжать при таком
минусе, однако стоить она будет «как космический корабль».
В общем, впереди много трудностей как технического, так
и организационного свойства. И при всем при этом GAZelle e-City
не получилась экологически чистой, ведь для того, чтобы бесперебойно работала жидкостная система термостатирования батареи, а вместе с ней
и обогрев салона, инженеры заложили в конструкцию газовый обогреватель,
работающий на метане. Для этого предусмотрен бак емкостью 40 литров –
по задумкам конструкторов, его должно хватить на 16 часов, то есть на две
смены езды по маршруту. Короче говоря, ждем результатов опытной
эксплуатации на московских линиях!
В конце ноября сообщалось, что на территории России находится 4 367
зарядных станций для электромобилей, причем большая часть из них
расположена в Москве. При этом госпрограмма развития инфраструктуры
предполагает их увеличение до 100 тыс. станций к концу десятилетия.
По материалам СМИ