Летные испытания малоразмерного демонстратора беспилотного
разведывательного комплекса на базе циклолета, который в
перспективе будет размещаться на боевых кораблях ВМФ России,
запланированы на 2025 год.
В рамках проекта «Циклон-2» Фонд перспективных исследований
разрабатывает в интересах ВМФ комплекс, который будет состоять из
беспилотного самолета типа «Орион» и посадочной платформы на базе
циклолета. На данный момент сформирован предварительный технический
облик комплекса.
Совместный проект Фонда перспективных исследований и Института
теплофизики Сибирского отделения Российской академии наук «Циклон»
стартовал в 2019 году. Цель проекта – создание демонстраторов летательных
аппаратов с циклическими движителями. К главным преимуществам
аппаратов данного типа относятся маневренность, небольшие габариты,
низкий уровень шума, способность причаливания к вертикальным
поверхностям, а также взлета и посадки на наклонные поверхности.
В рамках проекта спроектирован и построен летный прототип
демонстратора летательного аппарата «Циклодрон», содержащий четыре
циклических движителя. Движители состоят из пяти лопастей с изменяемым
углом установки, заключенных в боковые диски. Вектор тяги таких
движителей может быстро меняться как по модулю, так и по направлению на
360 градусов благодаря возможности изменения общего и циклического
шага, а также скорости вращения. Силовая установка прототипа
демонстратора состоит из четырех электродвигателей и аккумуляторной
батареи, а для обеспечения большей продолжительности полета разработана,
изготовлена и испытана гибридная силовая установка на базе двигателя
внутреннего сгорания.
На демонстраторе отработана система автоматического управления
полетом, позволяющая аппарату осуществлять повороты по курсу,
горизонтальный полет, полет со скольжением, зависание с тангажом до 45°, а
также вертикальные взлет и посадку как с горизонтальных, так и с
наклонных поверхностей. Произведены первые в мире летные испытания
летательного аппарата с циклическими движителями с гибридной силовой
установкой и полезной нагрузкой 10 кг в полностью автоматическом режиме.
Летные испытания подтвердили основные преимущества летательных
аппаратов с циклическими движителями (низкий уровень шума, возможность
взлета и посадки на наклонные поверхности, возможность причаливания к
вертикальным поверхностям).
В 2021 году в рамках проекта «Циклон» стартовали работы по
созданию аэромобиля с циклическими движителями «Циклокар». Расчетная
грузоподъемность машины составляет 500 кг. Произведено предварительное
проектирование летательного аппарата, а также проведены испытания его
движителя диаметром 1,5 м в аэродинамической трубе. Расчетные габариты
Циклокара при грузоподъемности в 500 килограммов составляют 6×6 метров,
максимальная скорость до 200 километров в час, дальность полета до 500
километров. Работы по изготовлению и летным испытаниям Циклокара
будут продолжены в рамках проекта Фонда «Циклон-2».
Руководитель проектной группы Фонда перспективных исследований
Ян Чибисов рассказал:
«На стандартной корабельной вертолетной площадке для Ка-27 будет
размещаться циклолетная платформа, на которой будет стоять беспилотник
самолетного типа. Так как для взлета беспилотнику нужен разбег, то роль
«воздушного аэродрома» будет играть циклолет: он взлетает, разгоняется, на
скорости отрыва при нужном положении беспилотник взлетает с платформы.
Во время посадки платформа также будет делать все за беспилотник:
подлетит под него, сравняет скорости, примет нужный угол атаки, подхватит
беспилотник, осуществит посадку на корабль».
По сообщению пресс-службы Фонда перспективных исследований