Ученые и инженеры НИЦ «Курчатовский институт» и Всероссийского
института авиационных материалов (ВИАМ) разработали новую
линейку металлических композиционных материалов
триботехнического назначения.
Для элементов подшипников скольжения разработан
антифрикционный материал с рабочей температурой до 800 °С,
характеризующийся сочетанием высоких твердости и износостойкости (по
сравнению с металлом) и трещиностойкостью (по сравнению с керамикой).
Структура еще одного нового антифрикционного материала –
коррозионностойкая металлическая матрица, наполненная твердой смазкой, –
позволяет противостоять износу и образованию задиров во время работы в
условиях граничного и сухого трения. Этот материал более чем в 2,5 раза
прочнее традиционно применяемых, что обеспечивает высокую несущую
способность изготовленных из него подвижных элементов.
Для изготовления узлов трения различных видов техники,
эксплуатирующейся в арктическом и субарктическом климате,
специалистами НИЦ «Курчатовский институт» – ВИАМ разработаны
фрикционный и антифрикционный материалы. Их преимущество –
сохранение значений коэффициента трения, а также высокая
износостойкость в широком диапазоне скоростей и нагрузок во всем
интервале рабочих температур.
Применение новых материалов в авиационной и космической технике,
атомной и других отраслях промышленности взамен традиционно
используемых металлических обеспечит снижение массы конструкций и
повышение стойкости деталей к ударным нагрузкам и износу, в том числе
абразивному.
По сообщению АГНЦ «Наука»