Российские ученые работают над созданием толерантного, то есть
устойчивого к авариям, топлива для атомных электростанций. Суть
работы в том, что в случае аварийных ситуаций так называемое
толерантное топливо должно в течение длительного времени сохранять
свою целостность без возникновения пароциркониевой реакции,
которая чрезвычайно опасна и может усугубить аварию.
Победитель трека «Наука» и суперфиналист четвертого сезона
конкурса управленцев «Лидеры России» – старший научный сотрудник
Научно-технического центра по ядерной и радиационной безопасности (НТЦ
ЯРБ), доцент Московского энергетического института (МЭИ), кандидат
технических наук Арслан Забиров рассказал много интересного.
Крупномасштабные научные исследования, направленные на
исключение и смягчение последствий пароциркониевой реакции, начались во
всем мире после аварии на АЭС «Фукусима-Дайичи» в 2011 году, во время
которой произошел мощный выброс и взрыв водорода, что привело к
разрушению барьеров безопасности и выходу радиоактивных продуктов в
окружающую среду.
Одним из направлений работы НТЦ ЯРБ и МЭИ стало исследование
новых материалов для изготовления оболочек тепловыделяющих элементов
(твэлов) – это главный элемент активной зоны реактора, содержащий ядерное
топливо и один из первых барьеров на пути выхода радиоактивных
продуктов.
«АЭС с водно-водяными энергетическими реакторами, которых в
России большинство, используются твэлы, оболочка которых выполнена из
циркониевых сплавов, а ядерное топливо представляет собой диоксид урана.
У циркониевых оболочек есть свои преимущества, но при возникновении
внештатных ситуаций начинают проявляться их недостатки. После
катастрофы на АЭС в Японии в 2011 году во многих мировых научных
центрах начались широкомасштабные исследования, направленные на
предотвращение пароциркониевой реакции и улучшение экономических
показателей топливных элементов. Ядерное топливо, создаваемое с
использованием новых материалов, должно обеспечить устойчивость к
аварийным условиям, в том числе к высокотемпературному окислению
оболочек твэлов», – отметил Арслан Забиров.
Он пояснил, что перспективным для толерантной топливной системы
является нанесение хрома на циркониевые оболочки твэлов или полная
замена циркония сталями и сплавами, а в долгосрочной перспективе –
карбидом кремния.
За последние несколько лет в разных странах, в том числе в России
(Ростовская АЭС), уже выполнены экспериментальные загрузки твэлов
толерантного топлива в действующие энергетические реакторы.
«Сейчас требуется проведение дополнительных испытаний новых
материалов, в том числе в условиях поставарийного залива активной зоны
ядерного реактора, поскольку толерантное топливо направлено именно на то,
чтобы задержать начало разрушающих процессов в случае аварий. Наша
научная группа изучает теплообмен при кипении на поверхности этих
материалов и возможность точного предсказания температуры перехода к
интенсивному режиму охлаждения. При этом опыты проводятся на новой
отечественной экспериментальной установке, которая по многим
характеристикам не имеет аналогов в мире. Исследования позволят
обосновать с позиций теплофизики выбор толерантного твэла, что
существенно повысит надежность систем безопасности АЭС», – уточнил
Арслан Забиров.
Результаты исследований ученые НТЦ ЯРБ и МЭИ планируют
получить в течение ближайших пяти лет.
Напомним, что трек «Наука» включен в программу конкурса
управленцев «Лидеры России» на протяжении двух сезонов. За это время в
нем приняло участие более 28 тыс. россиян: 63 человека объявлены
победителями трека, 26 стали победителями конкурса.
По сообщению Департамента коммуникаций АНО «Россия – страна
возможностей»