Ученые и инженеры Пермского Политеха разработали
электромеханическую модель функционирования оптоволоконного
датчика, который поможет экипажу самолета определять характер и
локацию воздействия жестких частиц на фюзеляж самолетов и
космических аппаратов. Разработка проведена в рамках программы
стратегического академического лидерства «Приоритет 2030».
Возможность контролировать состояние авиационной и космической
техники, в частности, фюзеляжей и крыльев самолетов, несущих винтов
вертолетов и корпусов космических станций закладывается еще на стадии
проектирования. Мониторинг внешних механических воздействий,
например, вдавливаний или ударов, в том числе от боевых снарядов, и
быстрое реагирование на такие проблемы может помочь сохранить жизнь
людям, находящимся на борту, а также само судно. Одним из перспективных
направлений по определению дефектов в корпусах летательных аппаратов
являются оптоволоконные пьезоэлектролюминесцентные датчики, которые
диагностируют повреждения по светоотдаче люминофора – материала,
который ярко светится при действии электрического напряжения или
механической нагрузки.
Новый датчик ученых и инженеров Пермского Политеха представляет
собой оптоволокно с композитным механолюминесцентным покрытием,
светящимся при механическом воздействии, и встраивается на этапе
производства в индикаторный полимерный слой композитных конструкций,
например, фюзеляжа или крыльев самолетов. Датчик осуществляет
индикацию, мониторинг и обнаружение внешних силовых воздействий на
поверхность полимерного индикаторного покрытия, а также возможное
образование дефектов и повреждений. Диагностирование осуществляется по
результатам цифровой обработки приемником-анализатором величины
интенсивности информативного светового сигнала, которая происходит на
выходе из оптоволокна датчика по специально разработанным для этого
алгоритмам.
Профессор кафедры механики композиционных материалов и
конструкций, доктор физико-математических наук Андрей Паньков пояснил:
«Для диагностирования внешнего механического воздействия на
аэрокосмическую технику мы разработали электромеханическую модель
индикаторного полимерного покрытия со встроенным оптоволоконным
пьезоэлектролюминесцентным датчиком на основе механо-люминесцентного
эффекта – светоотдачи при механической нагрузке с целью обнаружения и
локации внешних силовых воздействий жестких частиц, таких как град,
осколки бетонной крошки при взлете и посадке самолета и космический
мусор. Когда жесткие частицы ударяются или вдавливаются, например, в
поверхность крыла самолета, где есть индикаторное полимерное покрытие,
то датчик это заметит изменением интенсивности светового сигнала на
выходе из оптоволокна, а приемник-анализатор идентифицирует, определит
величину и расположение этого воздействия».
Разработка ученых Пермского Политеха позволит эффективно
проводить мониторинг нежелательных внешних механических воздействий и
контролировать состояние ответственных элементов авиационной и
космической техники. Благодаря этому, можно будет проводить
своевременный ремонт образовавшихся дефектов, избежав нежелательного
последующего роста повреждений, и обеспечить высокий уровень
надежности и долговечности современной аэрокосмической техники.
По сообщению пресс-службы Пермского Политеха