Увеличению поставок продукции российской автомобильной
промышленности на африканский континент, в частности, была
посвящена сессия Российского союза промышленников и
предпринимателей (РСПП) «Ведение бизнеса в Африке: риски, условия
и возможности».
Мероприятие состоялась в Санкт-Петербурге в рамках деловой
программы Экономического и гуманитарного форума «Россия-Африка».
Президент АО «АВТОВАЗ» Максим Соколов заявил о решении
компании возобновить сборку автомобилей Lada в Арабской Республике
Египет и о дальнейших планах поставлять продукцию в страны Латинской
Америки.
«Наша основная задача сейчас – это возобновление и развитие
совместного проекта по производству Lada в Египте. И в том числе мы
рассчитываем, что Египет и наш партнер «Al Amal» может стать
транспортно-логистическим хабом для всего остального Африканского
континента», – сказал Соколов.
«АвтоВАЗ» также рассматривает варианты сотрудничества с еще одной
российской компанией, входящей в РСПП – Транспортной группой FESCO, с
целью организации поставок автомобилей LADA в страны Африки и
Латинской Америки.
Андрей Северилов – председатель Cовета директоров Транспортной
группы «FESCO», рассказал, что компания завершает формирование
собственного офиса в Египте, который рассматривается как хаб для
дальнейшей транспортировки грузов в Северную и Центральную Африку.
Грузовая база новой линии из порта Дамьетта (Египет) в порт Новороссийск
оценивается в 30 тыс. TEU в год. Кроме того, ведутся переговоры со
странами Магриба: Марокко, Алжир, Тунис. Туда планируется запустить
сервисы, но пока в рамках отклонения от действующих маршрутов. Также
компания запустила прямую контейнерной линию Санкт-Петербург –
Элизабет (ЮАР), где было разгружено первое судно с 1 тыс. TEU груза
российского производителя компонентов для солнечных батарей.
Леонид Долгов – управляющий директор экспортной компании
«Международные автомобильные решения» – отметил, что в африканские
страны уже поставляются автомобили компании «ГАЗ»:
«Мы поставляем машины скорой помощи, текущее производство семь-
восемь тысяч в год. Эти машины уже работают в Анголе и Египте, и мы
готовы выходить на новые рынки. Также компания выпускает автомобили
для нужд полиции, пожарные машины, генераторы для строительных и
других площадок, автокраны и мусоровозы. Компания готова поставлять и
экологически устойчивую технику – электромобили».
К перечню бесспорных конкурентных преимуществ российской
техники он также добавил возможность использования различных видов
топлива и высокую дорожную проходимость.
Генеральный директор ОАО «Российские железные дороги» Олег
Белозеров подчеркнул значительный рост перевозок в Африку и готовность
компании развивать сотрудничество с африканскими партнерами.
Необходимо также развивать железнодорожные маршруты в Африку и
строительство железнодорожной инфраструктуры на территории континента.
«В первом полугодии 2023 года перевозки в направлении Африки
увеличились на 53% по сравнению с аналогичным периодом 2022 года и
превысили 7 млн тонн грузов. Из этого объема 3,6 млн тонн пришлось на
зерно. Кроме того, заметное место в перевозках занимает руда, химикаты и
нефтяные грузы. География перевозок достаточно большая: Египет, Тунис,
Марокко, Алжир, ЮАР и другие страны континента. РЖД готовы делиться с
африканскими коллегами своими компетенциями. Это не только перевозки,
но и логистика, инжиниринг, управление железными дорогами, транспортное
машиностроение, обмен опытом и подготовка кадров. Будущее за железными
дорогами – это и перевозки между большими городами и агломерациями, на
дальние расстояния и между регионами», – сказал глава РЖД.
Кстати, общая протяженность железных дорог в Африке составляет
порядка 70 тыс. км, тогда как в России развернутая длина инфраструктуры
общего пользования – 126 тыс. км, а с путями необщего пользования – 180
тыс. При этом Африка превосходит по площади РФ. Все это говорит об
актуальности строительства новых железных дорог в Африке, и РЖД готовы
оказать содействие в этом вопросе.
По информации пресс-службы РСПП