Проекты летательных аппаратов для местных авиалиний будущего
разрабатывают в Центральном аэрогидродинамическом институте
имени профессора Н.Е. Жуковского (ЦАГИ) ученые Центра
комплексной интеграции технологий (ЦКИТ) в рамках НИР «MANGo»,
а винты – специалисты отделения аэродинамики силовых установок
института.
Региональная авиация – одно из наиболее актуальных направлений
развития авиаперевозок в России. Однако в стране катастрофически не
хватает самолетов малой авиации. Поэтому ЦАГИ работает над
перспективными летательными аппаратами местных воздушных линий с тем,
чтобы нарастить не только количество таких самолетов, но и сделать их
экономичнее, экологичнее, безопаснее и быстрее.
Уже создана аэродинамическая компоновка шестилопастного
воздушного винта на основе аэродинамических профилей ЦАГИ для
маршевых силовых установок перспективных турбовинтовых самолетов
вместимостью 9–19 пассажиров.
Особенностью разработанного проекта является его изначальная увязка
с характеристиками перспективного двигателя и параметрами одно- и
двухдвигательных самолетов местных авиалиний, разрабатываемых под
требования обеспечения скорости полета 400–450 км/ч, дальности с
максимальным числом пассажиров 1400–1500 км и длины взлетно-
посадочной полосы (ВПП) 650 метров.
Заместитель начальника ЦКИТ ФАУ «ЦАГИ», руководитель программ
реализации научных проектов авиации общего назначения и
воздухоплавательной техники Андрей Дунаевский рассказал:
«За счет такого инновационного подхода уже на ранних стадиях
проектирования параметров системы «самолет – двигатель – воздушный
винт» возможно обеспечение высокой топливной эффективности
летательного аппарата при удовлетворении противоречивых требований по
скорости, дальности и длине ВПП. Кроме того, удастся унифицировать
силовые установки для 9- и 19-местного самолета. Это увеличит их
серийность, снизит себестоимость производства и эксплуатации».
На следующем этапе была спроектирована, изготовлена и испытана
модель воздушного винта. В ходе экспериментальных исследований в одной
из аэродинамических труб института специалисты определили такие
характеристики винта, как коэффициенты тяги и мощности, а также
коэффициент полезного действия (КПД) на крейсерских режимах полета при
числах Маха 0.36–0.4. Эти данные будут использованы для уточнения летно-
технических характеристик самолетов. По итогам эксперимента было
подтверждено, что спроектированный винт обладает высоким КПД – около
90%, что гарантирует эффективность использования энергии двигателя и
экономичность воздушного судна в целом.
Следующим этапом исследований станут испытания в большой
аэродинамической трубе малых скоростей для определения
аэродинамических характеристик на взлетно-посадочных режимах.
По информации пресс-службы ЦАГИ