В технопарке Новосибирского Академгородка прошла стратегическая
сессия «Прототип образовательного и профессионального стандарта
Передовых инженерных школ». Организаторами мероприятия
выступали Министерство науки и высшего образования Российской
Федерации и ФГАНУ «Социоцентр».
В сессии приняли участие представители 30 передовых инженерных
школ, члены Совета по грантам на оказание государственной поддержки
создания и развития передовых инженерных школ, представители
высокотехнологичных компаний – партнеров передовых инженерных школ,
представители федеральных органов исполнительной и законодательной
власти, а также эксперты РСПП.
Выступающие поделились опытом реализации проекта, ожиданиями от
сотрудничества бизнеса и образования в рамках ПИШ, рассказали об
отличиях образования в передовой инженерной школе от классической
инженерной подготовки. Помимо достижений был озвучен ряд проблем,
стоящих перед исполнителями (вопросы аттрибуции объектов
интеллектуальной собственности, организация доступа к научно-
образовательной инфраструктуре, организация процессов подготовки кадров
в формате ДПО и СПО и др).
Представители Комитета РСПП по научно-образовательной и
инновационной политике выступили в двух панельных дискуссиях,
посвященных взгляду индустриальных партнеров на образ инженеров новой
формации, и выстраиванию кооперации в рамках реализации федерального
проекта «Передовые инженерные школы».
Основная идея, озвученная представителями комитета, которую
разделяют и другие индустриальные партнеры, заключается в том, что
передовые инженерные школы должны быть не просто научными, а научно-
практическими проектами, с перспективой дальнейшего развития
сотрудничества с бизнесом в формате инвестиционных проектов. Бизнесу
нужен специалист, обладающий конкретными навыками, а не только
теоретической базой и творческим потенциалом.
На вопрос «что дальше?» ответ очевиден: необходим обмен лучшими
практиками передовых инженерных школ. Это подразумевает как
кооперацию по линии образовательных учреждений – членов проекта ПИШ,
так и с индустриальными партнерами не на словах, а на деле. Также
требуется серьезное усовершенствование инфраструктуры (как за счет
государственного финансирования, так и с привлечением средств
индустриальных партнеров).
Несмотря на существующие проблемы, проект в целом доказал свою
успешность и перспективность. Поэтому идет подготовка к запуску второй
очереди конкурса ПИШ, планируется углубление взаимодействия в рамках
проекта (включая практику и стажировки, создание биржи проектов ПИШ и
пр.). Практически, в настоящее время идет формирование сообщества ПИШ,
инженерной инновационной среды. Открытым остается вопрос места
передовых инженерных школ в системе высшего образования: центры роста?
Коммерческий проект? Сервисная услуга? Дискуссия продолжается.
По информации пресс-службы Российского союза промышленников и
предпринимателей