Ярославский моторный завод «Автодизель» представил на выставке
COMTRANS-2023 образцы новой продукции: дизельный двигатель
ЯМЗ-535, газовый двигатель ЯМЗ-537 CNG, тяжелый рядный дизель
ЯМЗ-770, а также 9-ступенчатую коробку передач ЯМЗ-1309.
Двигатель ЯМЗ-535 – это новый 4-цилиндровый рядный дизельный
двигатель с увеличенной размерностью цилиндра (110×135 мм).
По сравнению с серийным мотором ЯМЗ-534 его рабочий объем увеличился
с 4,4 до 5,1 л. Мощность двигателей серии ЯМЗ-535 может варьироваться
от 190 до 260 л.с., а максимальный крутящий момент – от 780 Нм до 890 Нм.
В конструкции мотора применены топливный насос производства ЯЗДА
и система подачи топлива аккумуляторного типа с микропроцессорным
управлением. Для достижения пятого экологического класса и повышения
технико-экономических показателей в двигателях ЯМЗ-535 применяется
система очистки отработавших газов SCR, тогда как система рециркуляции
отработавших газов EGR не используется.
Двигатель ЯМЗ-537 CNG – это новый 6-цилиндровый рядный газовый
двигатель с размерностью цилиндра 110×135 мм, рабочий объем которого
по сравнению с мотором ЯМЗ-536 вырос с 6,6 до 7,7 л. Оснащен
принудительным искровым зажиганием и системой распределенного
впрыска газа с электронным управлением. В отличие от дизельных
двигателей этой же серии, имеет пониженную до 11 степень сжатия.
Диапазон мощности газовых двигателей ЯМЗ-537 CNG – от 210 до 300 л.с.,
максимальный крутящий момент – от 830 Нм до 1250 Нм. В качестве
топлива для газовых двигателей ЯМЗ используется компримированный
природный газ (метан).
Значимым этапом в развитии линейки и повышении технического
уровня продукции «Автодизеля» является дизельный агрегат ЯМЗ-770. Его
конструкция объединила все самое лучшее, что можно было взять из более
чем полувекового опыта производства моторов марки ЯМЗ.
ЯМЗ-770 – это новый рядный 6-цилиндровый дизель с размерностью
цилиндра 130×156 мм и рабочим объемом 12,42 л. Моторы этого семейства
покрывают очень широкий диапазон мощности (360-620 л.с.) и крутящего
момента 2200-2550 Нм. Система подачи топлива – аккумуляторного типа,
с микропроцессорным управлением. Для достижения пятого экологического
класса и повышения технико-экономических показателей в двигателях ЯМЗ-
770 применяется система очистки отработавших газов SCR. Блок и головка
цилиндров изготавливаются из чугуна, а поршни могут быть как
алюминиевыми (для версий со степенью сжатия 17,5 и мощностью не более
550 л.с.), так и стальными (для форсированных версий со степенью сжатия 20
и мощностью до 620 л.с.). В настоящее время дизельный двигатель ЯМЗ-770
проходит этап предварительных стендовых испытаний.
9-ступенчатая коробка передач ЯМЗ-1309 рассчитана на входной
крутящий момент до 1372 Нм и обладает улучшенными характеристиками
по сравнению с предшествующими моделями. Ее собственный вес снижен
до 332 кг (в чугунном исполнении картеров КП и сцепления). Усилия
на рычаге переключения передач относительно серийных коробок снижены
в два раза, а уровень шума при работе не превышает 88 дБА.
Из конструктивных особенностей коробки ЯМЗ-1309 можно отметить
применение малогабаритного демультипликатора с картером
из алюминиевого сплава и наличие трех вариантов отбора мощности. Для
коробки передач ЯМЗ-1309 предусмотрена возможность работы в паре как
с рядными, так и с V-образными двигателями, а благодаря разным вариантам
исполнения механизма управления она может применяться и на капотных,
и на бескапотных автомобилях без доработок со стороны потребителя.
Напомним, что Ярославский моторный завод «Автодизель» – одно
из крупнейших российских предприятий, специализирующихся
на производстве дизельных и газовых двигателей, сцеплений и коробок
передач. Предприятие объединяет три производственные площадки
в Ярославле. Двигателями ЯМЗ оснащаются более 400 моделей
транспортных средств, производимых на предприятиях России.
По сообщению пресс-службы ЯМЗ «Автодизель»