В инженерных центрах России набирает обороты работа по созданию
транспорта на водородных топливных элементах. Недавно, например,
на Неве прошли испытания опытного водородного судна, а Федеральное
агентство по техническому регулированию и метрологии утвердило
своими приказами комплекс из восьми первых национальных
стандартов в области автомобильных транспортных средств на
водородных топливных элементах.
Стандарты разработаны в соответствии с Планом мероприятий
(«дорожной картой») по развитию водородной энергетики в Российской
Федерации до 2024 года, утвержденным распоряжением Правительства
Российской Федерации, и направленным на увеличение производства и
расширение сферы применения водорода в качестве экологически чистого
энергоносителя.
Руководитель Росстандарта Антон Шалаев рассказал:
«Комплекс стандартов восполняет существовавший до сих пор пробел
в нормативном регулировании в Российской Федерации в области
транспортных средств на водородных топливных элементах. Документы
направлены на создание в России принципиально новой индустрии
использования водородного топлива на транспорте, в том числе
автомобильном, а также выйти на зарубежные рынки с новыми
компетенциями».
Данное направление в перспективе способно стать одним из драйверов
развития энергетики и базой для формирования в стране водородной
экономики. Важно отметить, что автотранспортная отрасль является одним
из ключевых направлений в области водородной энергетики.
«Комплекс стандартов разработан с учетом зарубежного опыта, а также
с учетом уже утвержденных национальных стандартов в области
водородного топлива, электромобилей и транспортных средств с
комбинированными энергоустановками», – подчеркнул заместитель
генерального директора по техническому регулированию ФГУП «НАМИ»,
Председатель технического комитета по стандартизации «Дорожный
транспорт» (ТК 056) Сергей Аникеев.
Среди утвержденных документов – стандарты на термины и
определения в области транспортных средств на водородных топливных
элементах, требования безопасности, протоколы заправки транспортных
средств водородом, технические требования к отдельным компонентам и
системам, включая методы их испытаний, а также указания по переработке
таких компонентов и систем.
Так, например, ГОСТ Р 70679–2023 «Автомобильные транспортные
средства на водородных топливных элементах. Порядок обеспечения общей
безопасности» устанавливает требования к безопасной интеграции систем
топливных элементов, систем хранения водородного топлива и систем и
общих высоковольтных электрических систем транспортных средств на топливных элементах. Стандарт распространяется на проектирование,
конструкцию, эксплуатацию и техническое обслуживание транспортных
средств на топливных элементах.
В свою очередь, ГОСТ Р 70680 - 2023 «Автомобильные транспортные
средства на водородных топливных элементах. Топливные системы.
Технические требования» устанавливает требования, касающиеся
ударопрочности и интеграции систем топливных элементов на транспортных
средствах, определяет методы испытаний, связанные с интеграцией систем
хранения водорода и обработки водорода, системы топливных элементов и
электрических систем в транспортных средствах на топливных элементах.
Стандарт предусматривает проектирование системы таким образом, чтобы
единичный сбой аппаратного или программного обеспечения не приводил к
риску нарушения безопасности любого человека или к неуправляемому
поведению автомобильных транспортных средств.
При этом работы по стандартизации в данном направлении
продолжаются и Программой национальной стандартизации предусмотрена
разработка еще 19 стандартов в области транспортных средств на
водородных топливных элементах, предусматривающих развитие
компонентов топливной смеси и ее системы, в том числе смеси водорода с
природным газом.
Комплекс стандартов разработан Федеральным государственным
унитарным предприятием «Центральный ордена Трудового Красного
Знамени научно-исследовательский автомобильный и автомоторный
институт «НАМИ» (ФГУП «НАМИ») в рамках профильного технического
комитета по стандартизации № 056 «Дорожный транспорт» (ТК 056) и
вступает в действие с 1 мая 2024 года.
Источник: Ассоциация государственных научных центров «НАУКА»