Ученые и инженеры Пермского политеха (ПНИПУ) определили
наилучшие параметры механической обработки образцов деталей
авиадвигателей из высокопрочных сталей с ультрамелкозернистой
структурой, чтобы повысить надежность комплектующих и
эффективность их выпуска.
Диски, втулки, валы, лопатки и другие части авиадвигателей делают из
титановых сплавов. Такие детали получаются прочными и легкими, что
позволяет совершенствовать конструкцию самолетов. Но их создание –
трудоемкий процесс, высокопрочный сплав тяжело поддается обработке.
Например, точение, фрезерование, сверление, протягивание таких деталей
значительно влияет на их качество: часто разрушение начинается с
поверхности, на которую активно воздействовали инструментами.
Поэтому исследование сотрудников Пермского политеха очень
актуально и уже было опубликовано в журнале Metals № 13, 1721 за 2023
год. Разработка проведена в рамках программы стратегического
академического лидерства «Приоритет 2030».
Для создания деталей авиадвигателей выбирают титановые сплавы,
потому что они имеют малый удельный вес и высокую прочность. Но вместе
с тем титан может налипать и задираться, а также спаиваться с режущим
инструментом. В результате инструмент быстро изнашивается и требует
преждевременной замены.
Параметры механической обработки материала, в том числе точение,
зависят от физико-механических свойств и микроструктуры или, по-другому,
его зернистости. Если рассмотреть образец, сделанный из исследуемого
сплава в микроскоп, то можно увидеть «зерна»: они бывают разных
размеров, форм и ориентации. От них зависят физико-химические свойства
металлов – прочность, срок эксплуатации, реакция на различные среды и др.
Ультрамелкозернистые материалы, в том числе новые титановые
сплавы, имеют размер зерен менее одного микрометра и измеряются уже в
нанометрах. Они заметно выигрывают перед крупнозернистыми сплавами по
прочности и устойчивости к повреждениям, что подтверждается законом
Холл-Петча. Эта структура специально создается исследователями для
обеспечения нужных эксплуатационных свойств у деталей. Для получения
таких заготовок микроструктуру крупнозернистых сплавов меняют
несколькими способами, один из них – прессование.
Детали из получаемых таким способом титановых материалов более
надежны и долговечны. Но в настоящее время исследований
обрабатываемости титановых сплавов с ультрамелкозернистой структурой
недостаточно для практического применения. Поэтому ученые Пермского
Политеха изучили физические параметры процесса резания при
механической обработке материалов.
Для проведения эксперимента пермские политехники совместно с
учеными Уфимского университета науки и технологий, выбрали заготовки из
сплава Ti-6Al-4V (в основе титан, а также алюминий, ванадий, цирконий,
кремний, железо). Образцы в течение 20 минут закаляли при температуре 950
градусов Цельсия, а затем отжигали при 675 градусов Цельсия в течение 4
часов для повышения эффективности измельчения зерна. Затем ученые
сформировали в заготовках ультрамелкозернистую структуру методом
прессования.
Далее пермские ученые провели серию экспериментов на
компьютерном центре диагностики процесса резания. Политехники
использовали исследовательский стенд, включающий токарный станок,
приспособление для закрепления деталей и диагностическое оборудование
для измерения физических параметров процесса резания. Ученые обработали
участки заготовок длиной от 8 до 10 мм на различных скоростях резания.
Затем при помощи специальных приборов в лаборатории резания
исследовали их микроструктуру, микротвердость и шероховатость, чтобы
выяснить, как параметры резания влияют на эти показатели.
Для заготовки важна низкая шероховатость – чем более гладкая деталь,
тем выше ее качество. Политехники добились требуемой шероховатости
поверхности образцов с обеими структурами, но при обработке титанового
сплава с ультрамелкозернистой структурой этот эффект достигнут на
увеличенной скорости резания, обеспечивающей повышение
производительности процессов в 1,5 раза и более. Технология имеет
задельный характер и исследования, проводимые с образцами из нового
ультрамелкозернистого материала, будут введены в производство
ответственных деталей.
«При выбранных скоростях резания на поверхности сплавов с обеими
структурами не было признаков локального перегрева материала и других
дефектов. Все это свидетельствует об улучшении обрабатываемости
титанового сплава при условии формирования ультрамелкозернистой
структуры», – объясняет декан механико-технологического факультета
ПНИПУ Михаил Песин.
Исследование ученых Пермского Политеха показало, что при
изменении микроструктуры титанового сплава до ультрамелкозернистой и
выборе правильной скорости резки, повышается производительность и
качество обработки деталей для двигателей летательных аппаратов. Они
становятся более надежными при эксплуатации.
Напомним, что Пермский Политех стал обладателем гранта
«Приоритет 2030» в 2021 году. Его размер составил 100 млн рублей.
«Приоритет 2030» является самой масштабной в истории России программой
государственной поддержки и развития высших учебных заведений. Ее цель
– формирование к 2030 году в России более 100 прогрессивных современных
университетов, которые станут центрами научно-технологического и
социально-экономического развития страны. Всего комиссия Минобрнауки
РФ включила в программу «Приоритет 2030» 106 вузов из 49 городов
страны, из них 60% – региональные университеты.