Ученые Пермского национального исследовательского
политехнического университет (ПНИПУ) предложили
усовершенствовать состав асфальтобетона и добавить в него
измельченные канистры от моторного масла, чего раньше никто не
делал. Этот способ позволит получить более экологичный и стойкий к
механическим воздействиям материал.
На изобретение выдан патент № 2799927 Разработка проведена в
рамках программы стратегического академического лидерства «Приоритет
2030».
Некачественная утилизация нефтепродуктов негативно влияет на
окружающую среду. Особенно это касается канистр и баков из полиэтилена
низкого давления, в которых хранят и перевозят моторное масло для
автомобилей. Ежегодно в России производят более 450 млн таких тар.
Моторные масла могут нанести такой вред окружающей среде, что ей
потребуется 10 лет на полное восстановление. Захоронение тар с остатками
масла на полигонах неэффективно – они очень стойки к воздействию
окружающей среды и химикатам. Утилизация путем сжигания, воздействия
водой и другими способами распада требует очистки тары от загрязнений.
Из-за этого появляется много опасных для природы сточных вод и шлама.
Ситуацию можно исправить, если разработать технологию, которая позволит
отказаться от стадии очистки. Одно из таких направлений предложили
ученые ПНИПУ.
Политехники протестировали использование загрязненной маслом
тары в составе асфальтобетона. Они взяли измельченные емкости по 1, 4, 10
и 30 литров и моторное масло, широко применяемое в техническом сервисе
автомобилей. Его остаточное содержание в таре составило 8%.
В составе нового материала разработчики использовали песок и щебень
нужных фракций, а также размельченную тару из-под моторного масла и
битум. Ранее полиэтилен низкого давления уже использовали как компонент
асфальтобетонной смеси, но исследования загрязненной тары еще не
проводились. В результате тестов пермские политехники выяснили, что
моторное масло ускоряет процесс равномерного распределения
измельченных отходов полиэтилена в смеси при перемешивании.
Далее ученые ПНИПУ изучили новый состав при разных температурах,
узнали его способность выдерживать давление и способность сопротивляться
водному разрушению. Так они установили, что оптимальное содержание
измельченной тары находится в пределах от 4 до 18%, для битума – от 5,5 до
5,8%.
Доцент кафедры автомобильных дорог и мостов ПНИПУ Кирилл
Тюрюханов рассказал:
«Форма частиц используемой тары и шероховатая поверхность
позволяют ей работать в качестве армирующего элемента. Это уже плюс,
потому что снижается потребление вяжущих компонентов и увеличивается
срок службы асфальтобетона. Мы изучили полученный состав на
токсичность, используя зеленые одноклеточные водоросли и низшие
ракообразные. Готовые образцы испытали на соответствие требованиям
ГОСТ и определили, что асфальтобетон с тарой и моторным маслом не
токсичен и отвечает всем требованиям».
Аспирант кафедры охраны окружающей среды Вероника Салахова
говорит, что это позволит рекомендовать технологию в качестве
ресурсосберегающей и биопозитивной. При этом можно использовать
традиционную технологическую схему и стандартное оборудование
асфальтобетонного завода.
Так ученые ПНИПУ показали, что измельченную полиэтиленовую тару
от моторного масла можно использовать при производстве
асфальтобетонных смесей в качестве армирующего элемента. Анализ
подтвердил, что у такого состава снижается образование трещин при низких
температурах эксплуатации и повышается устойчивость к деформациям от
нагрузок автотранспорта при высоких температурах. Изобретение может
быть использовано при строительстве дорог, мостов и аэродромов. Его
главные преимущества – снижение влияния отходов на окружающую среду,
снижение стоимости асфальтобетона и расширение перечня дорожно-
строительных материалов. Сейчас ведутся переговоры о внедрении
материала в практическое использование.
По сообщению пресс-службы ПНИПУ