Завершена реализация проекта по разработке инерциального датчика
перемещения. Изделие представляет собой малогабаритную систему
ориентации и навигации и предназначено для использования на любых
подвижных объектах, в том числе в системах подводного мониторинга и
поиска месторождений полезных ископаемых.
Проект поддержан грантом Агентства по технологическому развитию
(АТР), а выполнило его санкт-петербургское Специальное конструкторское
бюро приборов подземной навигации (СКБ ПН).
По информации встроенных инерциальных и магнитных датчиков в
изделии определяются параметры ориентации подвижного объекта,
транслируемые потребителю посредством одного из стандартных
интерфейсов. Различные исполнения изделия предназначены для работы как
в автономном (магнитно-инерциальном) режиме, предусмотренном также и
для обеспечения навигационного счисления совместно с измерителями
относительной или абсолютной линейной скорости (лагами и одометрами),
так и в режиме интеграции со спутниковым приемником.
Благодаря малым размерам и энергопотреблению, широкому диапазону
эксплуатационных характеристик инерциальный датчик перемещения может
быть востребован геологоразведочными, горнодобывающими и другими
компаниями, работающими на шельфе, наряду с заказчиками в сфере
транспорта и специальных задач.
Заявка на поиск разработчика комплектующего была подана два года
назад предприятием «Севморнефтегеофизика» (входит в государственный
геологоразведочный холдинг «Росгеология»), оказывающий услуги по
выполнению геофизических исследований в различных частях акватории
Мирового океана. Предприятие оснащено флотом специализированных
морских судов, для которого потребовалось создание российского датчика
взамен образцов иностранного производства.
На основании заявки «Севморнефтегеофизики» эксперты оценили
степень критичности комплектующего и возможность его обратного
инжиниринга, после чего АТР организовало конкурсный отбор
исполнителей. Победителем в нем стало СКБ ПН, разрабатывающее и
производящее геофизическое оборудование и навигационную технику для
широкого круга потребителей.
Специалисты СКБ ПН, изучив прототип, разработали и изготовили
собственные образцы на базе отечественного трехосного феррозонда,
микромеханических акселерометров и гироскопов. Проведенные испытания
подтвердили высокую точность и эксплуатационную надежность изделия.
Предоставленная СКБ ПН в АТР документация успешно прошла экспертизу
и приемку.
На сегодняшний день ведется работа по организации серийного
выпуска инерциального датчика перемещения, а также по контрактации
поставок с российскими компаниями.
По сообщению пресс-центр Агентства по технологическому развитию