Системами защиты от БПЛА к 2028 году планируют оснастить 31
крупный государственный и частный аэропорт России. Речь идет о 20
аэропортах в федеральной собственности и 11 – в частной.
Об этом говорится в обновленной версии федерального проекта
«Развитие инфраструктуры, обеспечение безопасности и формирование
специализированной системы сертификации беспилотных авиационных
систем (БАС)». Он является частью национального проекта по БАС.
Сейчас полномочия по применению средств радиоэлектронного
подавления (РЭП) есть только у определенных категорий лиц – силовых
структур, ведомственной охраны и сотрудников транспортной безопасности.
В начале августа в Госдуму был внесен законопроект, согласно которому
службы безопасности компаний российского ТЭКа также получат право
использовать средства радиоэлектронной борьбы (РЭБ) для противодействия
атакам беспилотников.
В нормативную документацию международного аэропорта «Внуково»
внесена информация по действиям персонала аэропорта и других
организаций, осуществляющих деятельность на его территории, в случае
обнаружения или приземления/падения БПЛА в районе аэропорта, сообщил
представитель «Внуково». По его словам, руководство аэропорта проводило
служебные совещания с представителями силовых структур, на которых
обсуждался вопрос «принятия действенных мер по противодействию БПЛА».
«Поддержка государственных структур и подразделений по защите объектов
от атак БПЛА необходима аэропортам МАУ (Московского авиационного
узла)».
Беспилотники, которые залетают вглубь территории РФ, имеют
достаточно сложную систему навигации, поэтому защита аэропортов должна
представлять собой комплексное решение от всех предполагаемых моделей
угроз, говорит коммерческий директор «Лаборатории будущего», эксперт
рынка Национальной технологической инициативы (НТИ) «Аэронет» Павел
Камнев.
«Территории аэропортов достаточно большие и включают в себя не
только здание аэровокзала и взлетно-посадочную полосу, но и зоны
подъезда, стоянки воздушных судов, терминалы их обслуживания, места
хранения наземной техники, логистические терминалы и др. Поставить
посреди аэропорта одну установку и думать, что теперь он защищен,
некорректно. Защита выливается в формирование безопасного периметра с
разветвленной сетью систем обнаружения и противодействия БПЛА».
Ни правил защиты от БПЛА, ни средств, которые показали бы свою
эффективность в 100% случаев, на текущий момент нет, рассуждает
генеральный директор «Курсира», эксперт рынка НТИ «Аэронет» Виталий
Муниров. Массовым явлением установка средств антидроновой защиты не
стала по двум причинам: во-первых, из-за отсутствия нормативной базы, а
во-вторых, из-за дефицита качественного технического решения, которое
можно встроить в сложную инфраструктуру любого гражданского аэропорта,
говорит директор компании «RuDrones. Беспилотные технологии» Дмитрий
Дацыков.
К тому же типовое внедрение средств защиты в случае аэропортов не
подходит, отмечает первый заместитель генерального директора и
сооснователь компании «Флай дрон» Александр Каниовский. Если говорить
о средствах подавления, то на каждом аэродроме как минимум должны быть
комплексы, глушащие сигналы спутниковой навигации БПЛА и
перекрывающие их каналы управления. Также желательно установить
наземные средства кинетического воздействия на дроны-нарушители и
получить беспилотники-перехватчики.
Все вышеперечисленное необходимо интегрировать с военными
системами противовоздушной обороны, прикрывающими объект на дальних
подступах, потому что у Минобороны должна быть информационная
осведомленность о происходящем на аэродроме, подчеркнул эксперт.
По материалам СМИ